Доминантность полушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характер взаимоотношений в семье.

Психологическая информация » Оптимизация общения в семье » Доминантность полушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характер взаимоотношений в семье.

В наше время часто меняющиеся социальные условия не могут не отразиться на состоянии семьи. Формирование человека с ранних лет проходит в семье. В наше время родители имеют возможность обеспечить ребенку (особенно единственному) очень хорошие условия для его развития. Но нередко под «хорошими условиями» сами родители понимают избыток одежды, игрушек, еды и т.п. То же касается и информации, знаний: родители стремятся дать как можно больше, «впихнуть» в ребенка максимальное количество сведений «обо всем». Стремление родителей сделать из ребенка вундеркинда приводит к тому, что у него не происходит переработки и усвоения впечатлений и знаний. Ребенок переполнен ими, часто не понимает, что он заучивает и для чего ему подобные сведения могут быть нужны. Как отмечает З.А. Янкова, лучшие достижения в любой деятельности, более прочные семьи и наименьшее количество разводов у тех супругов, родители которых осуществляли глубокие эмоциональные контакты с детьми. Разные семьи делают упор в воспитании на разные социальные и ценностные ориентации, среди которых могут быть и положительные и отрицательные. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития

. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, стабильности, а это означает, что семья стремится сохранить status quo. Нарушение этого болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джей Хейли, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру, родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к изумлению посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Возраст членов семьи меняется все время и меняет семейную ситуацию. Как показано было Э.Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения, саму семью.

В каждой семье свои особенности, они проявляются в общении; под общением понимается любое событие, происходящее в семье. Общение может быть вербальным и невербальным; чаще всего оно бывает и тем и другим одновременно. Все происходящее в семье является сообщением. Все игры, описанные Э.Берном – это некоторые стереотипы поведения, представляющие собой формы коммуникации, которые не произносятся, но ясно всеми понимаются.

У каждого человека одна из функций головного мозга является ведущей. Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Порой оба полушария головного мозга развиты, что трудно отдать предпочтение при обозначении доминирующего полушария. И все-таки доминирует только одно полушарие головного мозга, поскольку равно независимое вторжение другого полушарий, другой функции изменит ориентацию, которая, хотя бы отчасти противоречит первой. Жизненное условие для сознательного процесса адаптации - всегда иметь ясные и непротиворечивые цели. Поэтому другая функция полушарий головного мозга может иметь только вторичное значение, но учитывается и развивается как вспомогательная, дополнительная. Функции правого и левого полушарий различны, рациональная и иррациональная функции разделены и не могут соединяться, только дополняют друг друга. Но и нельзя совсем вытеснить подчиненную функцию, она ранима. Менее всего развитая функция головного мозга называется подчиненной. Любую функцию можно развить, мобилизовать, улучшить, но невозможно поменять местами, как ни старайся, но доминантное полушарие головного мозга не станет подчиненным. Если бы семейные пары осознавали, насколько они разные или одинаковы по доминантности полушарий головного мозга и их функциям, удалось бы избежать множества трудностей.

В наше время, причинами конфликтов в семье часто становятся неудовлетворенные психологические потребности. К таким психологическим потребностям, влияющим на взаимоотношения членов семей, исследователи относят:

- потребность в общении, коммуникации;

- потребность в познании (в широком смысле слова);

- потребность и стремление играть ту или иную роль в семье (глава семьи, послушный ребенок, хозяйка-жена, заботливый родитель и т.п.

- потребность в самоуважении, в подтверждении другими значимости собственной личности;

- потребность в о определенном уровне культуры, этики общения, взаимодействия;

- потребность в доверии, во взаимоинформированности членов семьи.

Затяжные конфликты вызывают неспособность супругов сотрудничать вместе, то есть понять, что хочет брачный партнер. Дело в том, что в семье часто поступки одного человека имеют в основе «левополушарные» мотивы, т.е. мыслительные, интеллектуальные, а у другого «правополушарные». В браке, когда речь идет об эмоциональных отношениях, «левополушарный» супруг часто стремиться докопаться до сути. Его чувства часто скрыты. Это не значит, что он не испытывает эмоций или их не имеет, речь идет о том, что он их не может дифференцировать, выразить адекватно. Скрытые чувства могут проявиться бессознательно, нередко похожи на детские.

Статьи по теме:

Культура, как специфика человеческой деятельности.
Термин «культура» (от лат.culture - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположн ...

Структура ораторской речи.
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие ...

Понятие «Уровень притязаний»
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т.Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым пре ...