Использование разных моделей и подходов консультирования семьи

Психологическая информация » Оптимизация общения в семье » Использование разных моделей и подходов консультирования семьи

Страница 1

Цель одна – выработать для каждой семьи оптимальный вариант, модель для оптимизации семейного общения. В.Кемплер писал: «Нет методов, - есть люди». Психолог должен стать активным участником встречи с семьей, и от него во многом зависит успех этой встречи. К. Витакер скептически оценивает теоретические модели семьи и отдает предпочтение опыту и непосредственному процессу. По его мнению «все теории плохие». Отсюда следует вывод: рабочий стиль любого психолога, занимающегося семьей, трудно понять и невозможно передать, психологическое консультирование семьи – искусство, при создании которого главное – аутентичность и убедительность. (Навайтис).

В структурной модели семьи С. Минухин описывает успех семейной жизни в способностях изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.

В рамках структурного подхода не оценивалась эффективность учета фактора доминантности полушарий головного мозга, но Минухин намекает на это: «В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал, необходима система поддержания. Она состоит из двух частей. Первой – генетической, которая имеется во всех семьях. (иерархическая система, где авторитет родителей выше, чем авторитет детей).

Вторая система поддержания – семейные комплиментарные роли (например, если один из родителей более компетентный, другой – более эмоциональный) Иерархия и роли не всегда часто осознаны, нередко причины их появления забыты, но они сбалансированы и дополняют друг друга. Если этого нет, семья не функционирует, т.е. фактически распалась. Успешный выбор ролей парой, согласно С. Минухину, условие благополучного брака и предполагает согласование и приспособление. Потребности ребенка (детей) требуют согласовывать понятия, создавать основанную на авторитете семейную иерархию, в которой дети не являются равными с родителями». Через родителей они приобретают умение чувствовать авторитет, учатся сотрудничать. Если оба родителя (невротический вариант) левополушарные, то часто эта доминирующая система, вернее функция, рождает невнимательное, неэмоциональное отношение к ребенку, близким, к собственным жизненным интересам. Чувства в этом случае пытаются компенсировать мыслительную установку, приобретают глубину, но из-за неадекватности их выражения проявляется мелочность, агрессивность, недоверчивость к другим.

Структуру семьи по Минухину «образует невидимая сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье». Это постоянное, повторяющееся, поддающееся предсказанию поведение, которое и позволяет судить, функционирует ли семья. А для того, чтобы функционировать, она и создает собственную структуру.

Есть детоцентричные семьи (по Э.К. Васильевой) таких семей у нас 80-82% Такие семьи (или большинство из них) основой семейной жизни, центром интересов и забот считают детей, их воспитание, развитие, здоровье и образование.

В модели коммуникационного консультирования семьи (Вацлавик) установлено влияние противоречивой коммуникации на психические расстройства, немалая часть семейных коммуникаций плохо осознана. Цель психологического консультирования - изменить коммуникационный стиль дисфункциональной семьи. На пути к этой цели Вацлавик предусматривает четыре ступени: 1.- описать проблему семьи однозначными, ясными и конкретными терминами. 2.- проанализировать уже использованные семьей способы решения проблемы. 3.- четко и конкретно определить нужные изменения. 4.- испытать новые коммуникационные формы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Подготовительный этап – довербальное развитие общения
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающим ...

Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни уче ...

Классическая школа управления.
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы ...