Подготовка речи и выступления.

Страница 1

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствие с поставленной им задачей. А задача, естественно, - убедить слушателей, обращаясь к их разуму и эмоциям, и добиться нужной их реакции. Поэтому предполагается изучение ораторской речи на трех уровнях: на уровне замысла и содержания, то есть определения темы, цели, речи, отбора фактического материала; на уровне стиля, то есть использования языковых средств в системе; на уровне композиции, то есть расположения и порядка следования смысловых частей речи. И все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Ораторская речь, является сложным творческим процессом, - речь подготовленная и требует большой, упорной работы. Конечно, эта работа у каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его психики, опыта, аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь, нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции – другая. После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-популярной лекции их задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которые могут учитываться, конечно, в разной степени при подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная фаза) включает в себя два этапа: первый – определение вида, темы, цели, названия выступления и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет произноситься речь; второй – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работа над ним и одновременно работа над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Таким образом, перед оратором встает три взаимосвязанных вопроса, что сказать, где сказать и как сказать. Следует выделить репетицию (предкоммуникативная фаза), собственно произнесение (коммуникативная фаза), куда входят также ответы на вопросы, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а затем – последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная фаза), для того чтобы учесть его достоинства и недостатки, скорректировать дальнейшие выступления.

Как правило, тему определяет не сам оратор, а те, кто приглашает его выступить. Иногда она определяется ситуационно. В некоторых же случаях оратор имеет возможность сам назвать тему. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной потребностями жизни; она должна быть четко сформулирована, быть доступной и привлекать внимание слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, слишком широкой: достаточно взять для освещения два- три вопроса, объединенных одной идеей.

Направленность речи зависит от ее целевой установки, точное определение которой позволяет оказывать воздействие на аудиторию. Цели могут быть разными. Например, на лекции по математике мы ставим перед собой основную цель – информировать слушателей, то есть научить их, дать им определенные сведения по интересующим их математическим проблемам. В речи на митинге мы стараемся воздействовать на слушателей, сформировать у них убеждения, представления, знания идей, которые станут мотивами поведения людей, определение их отношения к действительности. Большую роль в речи играет внимание – различные способы словесного эмоционально окрашенного воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть выступление преследует цель – информировать слушателей и воздействовать на них. Отсюда и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать это внимание на протяжении всей речи, увлечь своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге – сформировать стереотип поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Традиционный подход.
Изменение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны, прежде всего, с именем выдающегося немецкого психолога К. Левина. В 30-е годы вместе с группой своих сотрудников он провел в США, куда вынужден был эмигрировать из ф ...

Степени проявления сознания.
Сейчас мы подошли к очень важному и многообещающему аспекту этой книги. Перед нами не просто глава с набором знаний и некоторых размышлений. На этих страницах раскрыт удивительный мир сознания, мир духовности, мир бескрайней любви. Только ...

Психология службы сервиса.
Психология сервиса – одна из отраслей психологии. Здесь, в сфере услуг, общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение обслуживающего персонала с клиентурой характеризуется особенностями, которые отсутствуют в тр ...