Когнитивный подход

Он дополняет биологический, а не противоречит ему. Согласно когнитивному направлению, люди в процессе мышления выполняют ряд умственных операций; эти операции плюс порождающая их система и состав­ляют базис интеллекта.

Данный подход, как и психометрический, восходит к работе Спирмена, предложившего три основных принципа познания:

понимание опыта представляет собой восприятие стимулов и связь с содержимым долговременной памяти — то, что мы сегодня называем кодированием;

выявление связей — взаимо­связь двух стимулов для понимания их сходства и различия, которую мы сейчас определяем как умозаключение;

выявление соотносительных понятий — исполь­зование умозаключений в новой области.

Когнитивный подход, предложенный Спирменом, не был востребован, пока Кронбах не замыслил слияние корреляционной и экспериментальной областей психологии. Но только в 1970-е гг. стали появляться исследо­вания, содержащие эту задачу.

Исследования Ханта, Фроста и Ланнеборга, Ханта, Ланнеборга и Льюиса показали, что зада­ния, недостаточно хорошо изученные в рамках когнитивных подходов, могут быть привлечены для понимания человеческого интеллекта[6;100]. Эти авторы предположи­ли, что вербальные способности большей частью можно понять, приняв во вни­мание скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговремен­ной памяти, и, чтобы проверить свое утверждение, они использовали задачи, пред­ложенные Познером и Митчеллом.

Хант, Ланнеборг и Льюис предложили зада­ние, предполагающее сравнение букв: субъектам показывали пары букв, типа «А-А», «А-а» или «А-В», и просили как можно быстрее указать, в чем идентичны буквы — по внешнему виду или же по названию. Разница во времени реакции, затраченной на два задания, рассматривалась как скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти. При помощи различных под­счетов вычиталась из абсолютной скорости реакции на визуальную информацию та, что связана собственно с буквами. Хант и его коллеги полагали, что эта разни­ца представляет собой оценку вербальной способности. Они отметили коэффи­циент корреляции около -0,3, сравнив подсчеты по задачам на обработку инфор­мации и психометрическим тестам интеллекта, и указали на связь меньшего вре­мени реакции и более развитого интеллекта.

Альтернативный — когнитивно-компонентный— подход изучает время, кото­рое затрачено на индивидуальные умственные процессы при выполнении более сложных заданий, например таких, как аналогии или завершение рядов[12;143]. Альтернативные когнитивные подходы служили изучению более сложных за­даний. Наиболее известное из них — исследование искусственного интеллекта, при котором компьютер расценивают в качестве метафоры человеческого интеллекта.

Возможно, наиболее значительным вкладом в изучение искусственного интел­лекта была разработка экспертных систем[6;105]. Они включают языковой процессор, облегчающий общение между пользователем и системой; базу знаний, подразде­ляющуюся на знание фактов и правил; истолкование, благодаря которому эти правила применимы; планирование, посредством чего обеспечивается последова­тельность их применения; программа непротиворечивости, изменяющая решения, когда новые данные противоречат старым; подтверждение, нацеленное на объяс­нение хода рассуждений системы[12;143]. Такие аспекты изучения обычно не связаны с моделированием когнитивных процессов человеческого мышления, а скорее направлены на создание наиболее эффектив­ного и рационального процессора. Однако некоторые теоретики пытаются создать и такие программы, которые в состоянии моделировать человеческий интеллект. Наиболее примечательная среди них — модель ACT Андерсона. Он использовал ее, чтобы сравнить механизм обработки информации у человека и у компьютерной программы. Все традиционные теории искусственно­го интеллекта опираются на предположение, что человеческий интеллект по сво­ей сути — это последовательная система обработки символов, и, следовательно, с помощью компьютера можно создать аналогичную модель. Тем не менее совре­менные модели такого рода допускают параллельные механизмы обработки ин­формации.

Статьи по теме:

Развитие психологии личности в России
Психология личности в России развивалась в четыре периода: Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века. Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рас ...

Развитие мышления в переходном возрасте
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха — эпоха рассуждающего мышления. ...

Методология психологии
Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое ос ...