Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды - с другой[8;195].
Генетические Факторы
Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно он служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
В большинстве случаев о наличии или отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка. Кроме того, еще неизвестно, обусловлена та или иная способность отдельными генами или их сочетаниями и как происходит формирование этих способностей на уровне физиологии нервной системы.
Единственное, что психологи знают наверняка, это то, что в определенной степени от этих факторов зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если человеку передаются по наследству такие-то интеллектуальные механизмы или, по крайней мере, "сырье" для построения таких механизмов, то это ещё не значит, что индивидуум наследует определенный уровень "чистого интеллекта", зависящий от уровня его родителей.
Другие врожденные факторы
Это такие факторы, которые действуют во время развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения. К ним могут относиться хромосомные аномалии, возникающие еще до оплодотворения, неполноценное питание или определенное заболевание матери во время беременности, а также употребление ею лекарственных и иных веществ, вредных для плода.
Сильные нарушения физического и психического равновесия у матери могут оказывать влияние, тотчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить последующее взаимодействие его с окружающей средой.
Хромосомные аномалии
Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки, что касается, в частности, болезни Дауна, а также некоторых аномалий, связанных с набором половых хромосом.
Аномалии, связанные с патологией половых хромосом, обусловлены тем, что в ядре оплодотворенной яйцеклетки либо отсутствует хромосома X или У, либо имеется лишняя половая хромосома того или другого типа. Подобные аномалии приводят не только к изменению половых признаков, но и чаще всего сопровождаются задержкой умственного развития, которая может быть причиной умственной отсталости.
Нарушение питания плода
Клетки головного мозга развиваются, в основном, во время внутриутробного периода и поэтому для синтеза ДНК и других компонентов, необходимых для их нормальной деятельности, в этот период им требуются разнообразные питательные вещества. Вероятно, что серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность.
Наиболее ярким примером служит кретинизм - дефект умственного развития, возникающий у детей в изолированных горных селениях из-за недостатка йода в рационах у женщин.
Проблемы развития детей и их здоровья, с которыми сталкиваются большинство бедных и развивающихся стран, во многом связаны с недостаточным питание населения. Однако, вполне возможно, что они усугубляются из-за влияния плохого питания женщин на умственное развитие их детей. В результате интеллектуальный потенциал, необходимый для эффективного решения жизненных проблем, оказывается сниженным задолго до того, как ребенок с этими проблемами столкнется.
Заболевания в период беременности
Различные заболевания, возникающие во время беременности, могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что у матери краснуха протекает легко, но при заражении ее в первые месяцы беременности, она приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и, особенно, интеллектуальных функций ребенка.
Статьи по теме:
Заключение.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятия социально – психологического климата в коллективе.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, ...
Общая характеристика
нервной анорексии и булимии. Клиническая картина.
Нервно-психическая анорексия представляет собой нарушения питания у молодых женщин, у которых развивается выраженное опасение чрезмерной полноты. При нервно-психической анорексии это ведет к радикальному ограничению употребления высококал ...
Гнев ребенка.
Гнев является естественной реакцией для всех, включая ребенка. Задача родителей — научить ребенка справляться со своим гневом. Это самая трудная часть воспитания. Большинство родителей неправильно реагируют на гнев ребенка, что приводит к ...
Актуальное