Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

Психологическая информация » Особенности человеческой агресии » Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

Страница 2

Согласно социобиологическому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров.

Таким образом, социобиологи убеждают нас, что агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (скорее на генетическом уровне) в естественном отборе.

Более распространенным является положение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как “неинстинктивная мотивационная” сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации.

Сформулированная Доллардом и его коллегами теория фрустрауции – агрессии звучит так:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации

При этом предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает или поддерживает агрессивное поведение.

Бандура при внимательном рассмотрении каждой из формулировок посчитал, что они слишком расплывчаты.

С одной стороны ясно, что фрустрированные индивидуумы прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствие на своем пути.

Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто.

Большинство психологов считают: связь между агрессией и фрустрацией гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги.

Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации – агрессии внес поправки в первое положение: фрустрациия порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.

Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации.

Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации – агрессии.

Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Также они пришли к выводу, что «степень замедления в любом акте агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием». Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием.

Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; и 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Характеристика эмоций
а) Характеристика эмоции интереса Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова­нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — ...

Родители и дети.
Социальные проблемы третьего порядка - это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка-инвалида и, прежде всего его семью. Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волну ...

Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоанализа.
Адлер не был философом, теоретиком по складу ума. Но он один из первых почувствовал, что психоанализ не имеет твердых мировоззренческих оснований, содержит немало внутренних противоречий и держится во многом на авторитете своего основате ...