Источники педагогической антропологии.

Психологическая информация » Педагогическая антропология » Источники педагогической антропологии.

Страница 2

Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.

В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки мы обнаруживаем общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении.

Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится

1. синтезировать данные каждой из этих областей,

2. параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию

3. самой изучать многочисленные факторы изменений в личности и в коллективах.

Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы педагогикой, когда их переработка доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность построить предмет педагогической антропологии как посредника между педагогикой и всем многообразием человекознания.

Законы развития личности, устанавливаемые различными науками о человеке и человеческих обществах, служат главными источниками педагогической антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания.

Интерпретация данных и выводов наук о человеке является главным методом педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Следовательно, практика и здесь выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической антропологией знания.

В данном случае в понятие интерпретации включается:

- идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников интерпретации

- модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний

- дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития.

Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. Интерпретация служит педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии.

Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это сравнительно – исторический, сравнительно – эволюционный, сравнительно – этнографический, биографический, казусный.

Сравнительно – исторический незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления родовой специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.

Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.

В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний.

Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Статистика – математический аппарат педагогико – антропологических исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию эксперимента, сбору данных и их корректной обработке.

Существенное требование к педагогической антропологии – разработка методологических принципов многоуровневого рассмотрения духовной жизни личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и приобретенного его содержания.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Родительские отношения и психологические проблемы в воспитании детей
Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Какими бы хорошими людьми не были родители супругов, они имеют те или иные недо­статки характера и стиля поведения, которые так или иначе могут передаваться детям в процес ...

Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре­зу ...

Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.
Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельност ...