Воспитание человека человеком.

Страница 1

По сравнению со всеми известными нам существами человек появляется на свет в наибольшей степени свободным от инстинктов. Поведение новорожденного запрограммировано в недостаточной для его выживания степени. Условные рефлексы развиваются во взаимодействии с окружающей средой только при достаточном уходе. Человек рождается беспомощным и нуждается в воспитании, чтобы выжить.

Судьба человека тоже почти целиком зависит от воспитания. Оно спасительно, но в нем таятся и серьезные угрозы для настоящего и будущего ребенка.

Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу. Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение, истолкование, приглашение. В личности необходимо взращивать чувство собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких обстоятельствах унижать достоинство ребенка. Воспитание обязано освободиться от малейшего призвука угнетения. Эксплуатации и тиранства.

Природосообразному воспитанию приходится исходить из чувств воспитуемых. Чувственные ощущения, склонности и страсти проявляются в человеке в самой сильной степени. Там, где культура не привнесла в них известную тонкость, они разрушительны. И там исчезает всякая сила, и ничего доброе и ценное произойти не может. Жестокость страстей является следствием привычек, которые передаются в ходе воспитания. Результатом незнания средств, помогающих сопротивляться их первичным движениям, обуздывать их, отвращать и направлять их действие.

Воспитание подчиняется жестким законам, они проистекают из природы человека. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания отражает в себе системность личности. Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Это – закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе. Для включения личности в социально ценную активность и обеспечения эффективного самообразования.

Педагогический закон «золотой середины

» говорит о том, что любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны. В частности, он значит: не ломай воли ребенка, иначе он станет рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом. Дай ему понимание наших мотивов и дай ему здоровый материал для тренировки воли. Материал посильных и понятных ему, принятых им трудностей, вытекающих из общей жизни семьи или замещающего ее коллектива. Идеал – не послушание нашей воле, а послушание необходимости. Всегда послушный нам ребенок – или забитый или притворяющийся. Правильно развивающийся человек должен понимать – обсуждать их.

Весьма значительно и оптимальное соотношение воспитывающего вмешательства в жизнь ребенка с его активностью. Этот закон требует соответствия воспитания стихийному становлению и развитию личности. Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Это закон золотого совпадения

. Воспитание невозможно без вмешательства в жизнедеятельность воспитанников в форме ее организации. Но принудительное управление развитием ребенка без включенности в него самоуправления воспитуемых или бесполезно или вредно. Благотворно движение всех участников воспитательного процесса к совместно принятым, разделенным, целям. Орудия такого законосообразного воспитания это – и договоренность, и разъяснение, и подсказка. Поощрение усилий, педагогический оптимизм.

В любом воспитании присутствует самовоспитание. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Очень полезна объективная обратная связь – зеркально четкая информация о промежуточных и конечных результатах действия, его успешности. Постепенно помощь со стороны воспитателя уменьшается и, наконец, прекращается, когда воспитанники успешно обходятся без нее.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проблема взаимодействия личности и общества по З Фрейду
" Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society ) , которое посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда . В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое об ...

Экстраветный тип
Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; ...

Установка как психологическая основа стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С.Аш, Ф.Хайдер ...