Психология личности в России развивалась в четыре периода:
Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.
Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепен
но трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменоло
гического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны:
общефилософский подход, недифференцированность теоретических подхо-
дов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологи-
ческих знаний о личности социальной практикой.
Второй период – 30 – е – середина 60 – х годов 20 века.
Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает
дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.
Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова
«человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской психологии.
Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годов 20 века.
Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансфор-
мируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется
статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, рефе-
рентностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое
понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологичес-
кий уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам ис-
следования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.
Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.
В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. [9]
Статьи по теме:
Понятие конфликта
Под понятием конфликт (от лат conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающи ...
Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое ...
Подбор кандидатов на должность.
Основная цель подбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми контролирующими интересы компании. Администрация предприятия устанавливает различные цели набора , наприме ...
Актуальное