Приемы перцептивного общения

Психологическая информация » Приемы общения » Приемы перцептивного общения

Страница 2

Опора на авторитет педагога.

Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо­даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо­давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек­тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто­ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон­стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед­шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне­ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по­мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо­рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато­льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору­довании автомобиля, он не заводится.

Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма­шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол­лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше­ние к преподавателю резко изменилось.

Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи­лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.

Прозрачный намек.

Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз­мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана­логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

Ожидание меры воздействия.

Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ­ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до­статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше­муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя­желее самого наказания.

Авансирование доверием, похвалой.

Применяя прием, хва­лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис­циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо­бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер­шивших положительный поступок.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...

Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен счит ...

Психологические представления об одиночестве
1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корн ...