Семейная структура.

Страница 2

Наиболее стрессогенным периодом является первый год после развода. Родители сталкиваются со множеством новых и сложных проблем в ведении хозяйства, денежных делах и профессиональной деятельности. После развода доход матери-одиночки (наиболее типичная ситуация) резко падает. Разведенные супруги нередко продают свой дом и переезжают на новое место; во многих случаях переезд усугубляет проблема адаптации, которые добавляются к затруднениям, связанным непосредством с разводом. Неудивительно, что у родителей в этих условиях падает самооценка, наблюдается чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества, беспомощности, ощущение собственной несостоятельности в близких значимых отношениях.

Можно ожидать, что стресс и неуверенность разведенных родителей отражаются на их взаимоотношениях с детьми. По сравнению с другими родителями, недавно разведенные менее нежны, более строги, реже высказывают требование зрелого поведения, хуже общаются, непоследовательны в использовании дисциплинарных методов и менее способны контралировать детей.

Два года спустя после развода родители уже более эффективно справляются со своими проблемами; их самооценка повышается, улучшаются отношения с детьми. Матери становятся более заботливыми и последовательными в использовании дисциплинарных методов, лучше следят за поведением своих детей и в большей мере требуют зрелого поведения; они лучше общаются с детьми, чаще прибегая к объяснениям и рассуждениям. Однако со временем матери становятся менее заботливыми и нежными, отстраняются от своих детей.

Как можно предположить на основе данных о подобных родительских реакциях, развод оказывает наиболее сильное негативное влияние в первый год, а его последствия для мальчиков серьезнее, чем для девочек. После развода родителей у мальчиков наблюдается больше проблем в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах; они чаще, чем девочки, становятся неуправляемыми, агрессивными и импульсивными и в то же время зависимы, тревожны, хуже ориентируются в задании.

С улучшением психологического состояния и адаптации родителей на втором году после развода улучшается психологическое состояние и адаптация детей. В исследовании Хетерингтон и ее коллег было обнаружено значительное смягчение негативных последствий, а у девочек практически полное их исчезновение через 2 года после развода. Эти результаты говорят о том, что в конечном счете стабильная семья с одним из родителей предпочтительнее сохранения ради детей конфликтных супружеских отношений. Супружеский конфликт связан с поведенческими нарушениями у детей, поскольку он зачастую приводит к ухудшению родительского поведения, ослаблению контроля и отвержению.

Мачехи и отчимы.

После периода привывакания к проживанию с одним родителем (часто связанного с беспокойством) многим детям приходится справлятся еще с одной жизненной переменой: вхождение в новую нуклеарную семью. Маленькие дети и подростки лучше адаптируются к этой ситуации, чем 9-13-летние дети. Проблемы могут усугублятся появлением в семье детей от предыдущего брака отчема или мачехи.

В литературе мачех и отчимов нередко изображают злыми и жестокими, однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.Так, 6-11-летние мальчики, воспитывавшиеся с отчимом, были более зрелыми, адаптивными и социально компетентными, чем сыновья одиноких женщин. Этот позитивный эффект, вероятно, объясняется тем, что многие маленькие мальчики страстно желают иметь нового отца и быстро к нему привязываются. Более того, отчимы нередко оказываются внимательными и компетентными родителями. Вновь вышедшие замуж матери обычно более счастливы и благополучны, чем одинокие , и в связи с уменьшением рабочей нагрузки, финансовых забот и чувства одиночества могут уделять своим детям больше внимания и сил.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся ...

Приемы вербального общения
Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести с ...

Понятие гендера.
Перед тем как исследовать теории неравенства определимся с самим понятием "гендер". В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (п ...