Кризисы профессионального становления

При

этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возник­новением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом яв­ляется то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально-личност­ного становления, развития и зрелости человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаи­модействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной литературы, самообучения или саморазвития ока­заться на второй стадии процесса профессионального становле­ния. Другой же, даже окончив профессиональное учебное заве­дение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.

Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной ста­дии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблю­дения, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависи­мости от типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональ­ном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного заве­дения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках) успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заве­дения, то есть на второй стадии процесса профессионального ста­новления, субъективно, т.е. психологически,

вновь оказывается на пороге лишь

первой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессио­нального становления возможно и обратное, регрессивное движе­ние. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особенно пристального внимания со стороны педа­гогов, школьных психологов и самих учащихся. Знание индивиду­альной динамики и хода процесса профессионального становле­ния и развития каждого конкретного учащегося, осознание каж­дым из них своих собственных личностных особенностей являет­ся непременным психологическим условием своевременного оказания психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.

Статьи по теме:

Стадии переговоров
Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенны ...

Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии
Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, гак и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с д ...

Дидактические принципы вспомогательной школы
Различают следующие принципы обучения: - воспитывающая и развивающая направленность обучения; - научность и доступность обучения; - систематичность и последовательность обучения; - связь обучения с жизнью; - принцип коррекции в обуче ...