Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.

Психологическая информация » Психологическая характеристика работы юриста » Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.

Страница 1

Данный анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально значимые свойства) и в итоге создать надёжную систему оценки и отбора кандидатов для правоохранительной службы.

Для всех видов правоохранительной деятельности: следственной, судебной, юрисконсультской, адвокатской и некоторых других, основные структурные элементы являются одинаковыми, но, в зависимости от особенностей каждой из них, значимость отдельно взятой подструктуры меняется.

В наиболее обобщенном виде многие авторы выделяют следующие подструктуры профессиональной деятельности юриста:

1) Позновательно-прогностическая.

2) Организационно-управленческая.

3) Воспитательная.

4) Коммуникативная (общения).

Позновательно-прогностическая подструктура профессиональной деятельности юриста.

В познавательную деятельность юриста входит расследование преступлений и выявление их причин, разрешение споров в судах и многое другое. В процессе своей деятельности юрист постоянно должен вести умственную работу: прогнозировать те или иные последствия по делу, его исход, искать наилучшие варианты защиты своего клиента, чётко определять чужие и свои ошибки, и быстро и грамотно устранять их. Юрист всё время должен стремиться к тому, чтобы найти истину, и это должно являться главным критерием его познавательной деятельности. В этом отношении справедливо можно заметить, что познавательная деятельность юриста, так или иначе, сопряжена с удостоверительной функцией. Эта функция сопровождается составлением процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания. В области удостоверительной деятельности юрист должен обладать развитой письменной речью, способностью к быстрому обобщению информации, умением дать письменное описание событиям.

С психологической точки зрения в данной деятельности юристу приходится преодолевать противодействие заинтересованных лиц, которые могут противостоять установлению истины. В этом отношении необходимо применять принудительный характер познания с использованием властных полномочий. Важную роль здесь играет эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряжённость.

Безусловно, в процессе познания необходимы и определённые личностные качества, которые в своей совокупности составляют один из основных факторов профессиональной пригодности. К ним относятся: развитый интеллект, разносторонние общие и профессиональные знания, творческое мышление, аналитический склад ума, умение выделять главное, активное восприятие, ёмкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция.

Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

Организационно-управленческая деятельность занимает очень важное место в работе юриста, так как от этого зависит эффективность его труда в целом. Особенно сильно этот аспект возрастает, когда юрист занимает какие-либо управленческие должности и в силу которых ему необходимо руководить своими подчинёнными. Юристу, помимо установления межличностных контактов с руководителями других предприятий и фирм, необходимо так же, эффективно, с учётом индивидуально-психологических особенностей подчинённых распределять между ними обязанности, координировать ход их деятельности. Ему необходимо сохранять в коллективе нормальную, спокойную психологическую обстановку, и препятствовать возникновению конфликтных ситуаций. Юристу, в любой конфликтной ситуации, необходимо сохранять самообладание, принимать наиболее правильные решения и предвидеть их последствия.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Семья
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взр ...

Задержка психического развития у детей
Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место ...

Социально-психологическая структура группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...