Олигофрения (умственная отсталость).

Страница 4

При мегалоцефалии череп и мозг отличаются большими размерами, что обусловлено водянкой головного мозга. Часто наблюдаются пороки органа зрения – дефекты век, опущение верхнего века, маленькие глаза, пороки развития сетчатки и глазного дна. Пороки органов слуха включают дефект наружного уха, недоразвитие внутреннего уха, что обусловливает врожденную глухоту. Характерны дефекты развития рук и ног или их врожденное отсутствие, сращивание пальцев, шестипалость или отсутствие пальцев, врожденная тугоподвижность или вывихи суставов, аномалии губ и неба (заячья губа, волчья пасть), неправильный рост зубов, неправильный прикус, незаращение дужек позвонков, спино-мозговые и мозговые грыжи. Могут быть различные врожденные аномалии внутренних органов – врожденные пороки сердца и крупных сосудов, пороки развития желудочно–кишечного тракта, органов дыхания и мочеполовых путей – у мальчиков – крипторхизм и монорхизм (то есть неопущение яичника или наличие одного яичника), у девочек – атрезия (заращение) влагалища.

В зависимости от глубины умственной отсталости выделяют три ее степени: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность.

Дебильность (от латинского «debilis» – слабый, немощный) – легкая степень олигофрении. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8-12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность.

Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды и могут с необыкновенной косностью придерживаться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою несостоятельность, они любят поучать других людей.

Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, дебил бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то переработать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации.

У всех дебилов отмечается нарушение в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивность поведения.

Среди дебильных больных довольно часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

Темперамент и характер у дебилов различны. Некоторые из них уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонными к разрушительным действиям.

Одна из характерных черт дебилов – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Среди преступников и проституток (особенно малолетних) дебилы составляют немалое число.

Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной дебильности, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее заметным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Содержательное обеспечение программы
Содержание программы возможно разделить на три блока: 1 блок – психологическое консультирование; 2 блок – психодиагностический; 3 блок – психокоррекционный. 1 блок – Психологическое консультирование Методы: Диагностическая беседа, п ...

Психологические признаки и особенности восприятия окружающего мира у больных нервной анорексией и булимией.
Общим для больных и анорексией, и булимией является то, что они имеют искаженное представление о своем теле. Не имеет значения, насколько они худые, они все равно считают себя толстыми, хотя знают, что по объективным критериям у них заниж ...

Воспитание человека обществом.
В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает историю. Из них раз ...