Деятельность и сознание.

Страница 2

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних операций и действий. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, используют словосочетание «речевая деятельность».

Ни один из психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние звенья. Например, зрительное восприятие связано с движениями глазами, при решении задач почти всегда работает артикуляционный аппарат. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Соотношение внешней и внутренней деятельности

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны ЦНС, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины действуют через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и д.р.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. Рассмотрим пример. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, т.к. счет превращается в умственное действие. При возникновении затруднений в деятельности, связанных с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный процесс – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Как примириться с «призраками прошлого».
Огромное влияние на образ жизни большинства людей оказывает родительский дом — мать, отец и другие взрослые, окружавшие нас в самом начале нашего существования. Впечатлительному ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения м ...

Точки зрения
Люди часто говорят: "Вы смотрите на это не с моей точки зрения", и иногда они правы в буквальном смысле. Я бы хотел, чтобы вы подумали о неком споре с кем-либо, когда вы были уверены, что правы. Сначала просто прокрутите фильм о ...

Схема профконсультирования
Схема процесса профконсультирования может быть следующей: Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовитс ...