Развитие социального познания в среднем школьном возрасте

Психологическая информация » Психологическое развитие в среднем детстве » Развитие социального познания в среднем школьном возрасте

Страница 1

В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учиты­вать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего этого разными способами. Один из них — продвижение по пути прямой социализа­ции, связанное с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежела­тельного, а также с подражанием поведению доступных наблюдению ролевых моде­лей. Социальное научение помогает детям приобрести уместные в данном обще­стве формы поведения и социальные установки. Другой способ, с помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с психодинамическими процесса­ми. В определенных ситуациях дети проявляют тревожные чувства, но постепенно учатся снижать эту тревогу, используя ряд защитных механизмов.

Кроме того, дети приобретают знания о мире людей благодаря процессу, называемому социальным познанием. Подобно тому, как пред­ставления детей о физическом мире изменяются с воз­растом, то же можно сказать и о понимании ими социального мира. Социальное познание включает в себя мысли, знания и предпо­ложения о социальном мире. Социальное познание в этом возрасте связано с пониманием дружбы и развитием моральных суждений. [

11]

На протяжении среднего детства и отрочества социальное познание становит­ся все более важной детерминантой поведения детей. Именно в среднем детстве дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и разби­раться в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи и свя­занные с полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети начинают присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и правила, по ко­торым он существует. Этот процесс изучался представителями когни­тивной психологии, считающими, что все знания — научные, общественные или личные — существуют как организованная система или структура, а не в виде бес­связных кусков и порций информации. Понимание мира не развивается путем его истолкования по кускам, не связанным между собой. Дети пытаются осмыслить свой опыт как организованное целое. Развитие социального познания идет по пути, который характерен и для других видов когнитивного развития.

У дошкольников понимание мира ограничено их эго­центризмом. Хотя к 7 годам дети достигают разумного возраста и могут выполнять некоторые логические операции, им еще несколько мешает неспособность видеть мир с других точек зрения. В среднем детстве они постепенно развивают менее эго­центрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют другие люди.[8]

Поэтому первым компонентом социального познания является соци­альный вывод — догадки и предположения о том, что чувствует, думает или намеревается сделать другой человек

Например, маленький ребенок слышит смех матери и предполагает, что ей весело. Взрослый человек, возможно, услышит в смехе матери этого ребенка некую принужденность, и тогда он делает вывод, что она скрывает свои чувства. Разумеется, маленький ребе­нок не в состоянии сделать столь тонкий вывод, но к 6 годам дети уже способны прийти к выводу, что мысли другого человека могут отличаться от их собственных. Примерно к 8 годам они отчетливо сознают, что другой человек способен предста­вить ход их собственных мыслей. К 10 годам дети способны представить себе содер­жание и ход мыслей другого человека, предполагая в то же время, что этот другой человек делает то же самое с их собственными мыслями. Рассуждение ребенка при этом может выглядеть примерно так: «Джонни сердится на меня и знает, что я знаю, что он сердится». Процесс развития точных социальных выводов продолжа­ется еще и в подростковом возрасте.

Вторым компонентом социального познания является понимание ребенком социальных отношений. Дети постепенно накапливают знания о суще­ствовании таких налагаемых дружбой обязательств, как честность и верность, ува­жение к авторитету, и о таких понятиях, как закон­ность и справедливость, одновременно углубляя и расширяя их понимание.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методы ведения переговоров.
Вариационный метод. При подготовке к сложным переговорам надо выяснить следующие вопросы: - в чем заключается идеальное решение поставленной проблемы в комплексе? - от каких аспектов идеального решения можно отказаться? - в чем след ...

Определение интеллектуальной активности.
Чётко очерченного теоретического содержания сам термин «интеллектуальная активность» не имеет. За ним до сих пор сохраняется изначальный смысл латинского «activus» – деятельный, энергичный. Формально-динамические характеристики деятель ...

Индивидуальная психокоррекция.
Индивидуаль­ная психокоррекция используется, когда проблемы клиента ин­дивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-ли­бо причинам его работа в группе невозможна; ко ...