Предубеждения детей среднего возраста.

Страница 1

Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить которые здесь просто нет возможности. Предубежде­ние предполагает существование своих — людей, которые, по мнению группы, об­ладают определенными желательными характеристиками, и чужих — тех, кто чем-то отличается от «своих», и поэтому являются нежелательными персонами.

Мы привыкли считать предубеждения и предрассудки взрослыми социальными установками, но осознание расовой принадлежности начинает развиваться очень. [19]

рано, еще в дошкольном возрасте. Так же как ребенок рано узнает, кто он — мальчик или девочка, чернокожий ребенок в Америке рано узнает что у него более темная кожа, чем у других детей, ко­торых он видит по телевидению или на улице. Как маленькая девочка узнает, что строение ее тела отличается от строения тела мальчика еще до того, как поймет, что значит принадлежать к женскому полу в нашем обществе, так и чернокожий ребенок узнает о различиях цвета кожи и особенностях волосяного покрова еще до того, как поймет, что значит быть чернокожим американцем. Таким образом, этот ребенок сначала узнает, что отличается по внешнему виду от белых детей, а затем — что эти различия могут сделать его нежеланным в обществе белых детей или вос­становить их против него. То же самое можно сказать о белых детях, живущих в районах, населенных преимущественно представителями национальных мень­шинств. Предубеждения в нашем обществе развиваются в двух направлениях. Чего дети не понимают, так это того, почему принадлежность к той или иной группе при­водит к социальной дискриминации. Ответ на этот вопрос они могут искать в тече­ние всей своей жизни. []

Понимание групповых различий и того, что значит быть членом той или иной группы, является одним из аспектов социального познания. Социальное познание, в свою очередь, зависит от общего когнитивного развития. Таким образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и позволяет ему фокуси­ровать внимание каждый раз только на одном измерении, будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по цвету кожи), должны быть похо­жи и по другим признакам. По мере того как дети становятся старше, они постепен­но развивают способность видеть людей многомерными. В результате одного экспе­римента, проведенного среди англо-говорящих и франко-говорящих канадских де­тей, было выявлено, что старшие дети имели более гибкие установки по отношению к детям другой языковой группы. Дети, достигшие в развитии мышления периода конкретных операций, реже приписывали отрицательные качества представителям другой языковой группы, чем дети, находящиеся на стадии до операционального мышления. [10]

Эта возросшая способность видеть людей многомерными встречает противо­действие со стороны сильного стремления стоящих на пороге отрочества детей под­чиняться групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не соответствует. Результаты исследования, проведенного в одном из небольших городов в Калифор­нии, население которого состояло наполовину из чернокожих и наполовину из бе­лых американцев, показали, что у старших детей, по сравнению с младшими, реже встречались друзья с другим цветом кожи. Было выявлено, что межрасовые дру­жеские отношения постепенно ослабевали от 4-го к 7-му классу. Исследователи пришли к заключению, что по мере того как дети становятся старше, общность при­знаков становится все более значимым основанием для дружбы. Может также иметь место и определенное давление со стороны других членов группы, препятствующее установлению и поддержанию дружеских отношений с членами другой группы. Это давление может проявляться с обеих сто­рон. Чернокожих детей, подружившихся с белыми детьми, могут заставлять пре­кратить эту дружбу, потому что они «предают» свою расу. Недав­но проведенные исследования также показали, что чернокожих детей, которые хо­рошо учатся в школе, одноклассники часто считают «предателями» своей расы. Они подвергаются многочисленным насмешкам, и их часто исключают из группо­вой деятельности

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Уровни общения
Как было рассмотрено выше, уровни общения являются отражением степени осознанности, что являет одну из форм проявления сознания. Сами уровни общения отражают целостное мировоззрение на окружающий мир, так как общение сопровождает каждого ...

Нарушения поведения у подростков.
В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обо ...

Формы семьи
Кровнородственная семья. Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она пе ...