Сущность, содержание общественного мнения

Страница 1

Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса— сущность, содержание общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и по­требности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

в-третьих, массовые суждения людей обладают раз­личной степенью объективности (истинности). Это объясняет­ся тем. что мнения могут формироваться на основе как науч­ных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представле­ний. В случае недостатка объективной информации люди ком­пенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко

заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к актив­ной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает опре­деленный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, об­разуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовав­ших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компе­тентность. А его выразители - классы, социальные слои, со­дружество классов, народ. Значит, мнение можно классифици­ровать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение об­щественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феноме­не, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в эконо­мических отношениях; это не противоречит тому, что всякое дан­ное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».)

При подготовке и проведении изучения общественного мнения не

обходимо придерживаться следующих основных требований:

1 )

Постановка цели исследования,

Долгжо быть четко сформулировано, какие сведения предполага­ется получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги.

2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не до­пускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "ло­бовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

После набора возможных вариантов ответов -подсказок обозна­чается место для Других вариантов, не предусмотренных анкетой.

З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опра­шиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численнос­ти населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного соста­ва. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных , экспресс-опросах по те­кущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения на­иболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Подготовительный этап – довербальное развитие общения
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающим ...

Понятие конфликта
Под понятием конфликт (от лат conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающи ...

Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Пс ...