Виды и развитие человеческой деятельности

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Виды и развитие человеческой деятельности

Страница 1

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии которыми можно описывать систему человеческих потребно­стей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов дея­тельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответст­вующей потребности для человека, ее актуальность, частота воз­никновения и побудительный потенциал. Более сильная потреб­ность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество — это число разнообразных потребностей, име­ющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей отно­сительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жиз­ни. Но есть такие, которые имеют множество различных, по­рой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного вклю­чения человека в различные виды деятельности, причем неред­ко возникают конфликты между разнонаправленными потреб­ностями и ощущается дефицит времени, необходимого для удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду объекты, с помощью которых та или иная потребность быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а же предпочитаемый способ удовлетворения этой и другим, потребностей. Например, познавательная потребность одно может быть удовлетворена в результате систематического досмотра только развлекательных передач по телевидению.

Чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми — носителями полезной информацииии познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельности характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разно­образию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответст­вовать общим потребностям, которые можно обнаружить практи­чески у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в про­цессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

История и виды политической рекламы.
Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъек ...

Подготовительный этап – довербальное развитие общения
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающим ...

Самопознание и самовоспитания
Самоактуализация осуществляется через самопознание и самовоспитания. Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины , а ради формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание – это определенный тип отношени ...