Заключение

Страница 1

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости).Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и вторым возникают острые аффективные переживания.

Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказаваться от себя в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни личность, оставаясь практически неизменной, лишт приобретает все больше индивидуальных черт.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основные понятия психологического компонента управления в сфере сервиса.
Управление, в том числе и управление в сфере сервиса – это наука и практика перевода управляемой системы в новое, более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществлени ...

Супружеская совместимость как фактор, связанный с удовлетворенностью браком (УБ)
Не существует единого мнения относительно явления психологической совместимости членов малой социальной группы. Так, Обозов (1995) видит совместимость как эффект взаимодействия, характеризующийся возможной субъективной удовлетворенностью ...

Уровень развития мышления
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с пом ...