Изучение психологических особенностей военнослужащего

Психологическая информация » Психология личности военнослужащего » Изучение психологических особенностей военнослужащего

Страница 1

Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:

Первый - сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина {анализ документов и беседа).

Второй - наблюдение за подчиненными в ходе повседневной жизнедеятельности.

Анализ документов:

Работа с документами - процесс, который позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, служебные карточки, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки.

Их изучение позволяет:

-во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

-во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций черт характера, направленности;

-в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва .

Метод наблюдения позволяет командиру получить наиболее объективную информацию. Он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов,

характеризующих воинский коллектив (формы, частоту и содержание межличностных взаимоотношений; распределение "ролей" среди военнослужащих; каналы распространения официальной и неофициальной информации; наличие традиций, ритуалов).

Предмет наблюдения: межличностные контакты членов коллектива, их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование. Наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности военнослужащих. При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки)

отдельного человека.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных

обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с командирами.

Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.

Особое внимание следует обратить на развязное поведение, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость,

театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость,

плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога воинской части.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Жесты.
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем: - указательные, - подчеркивающие (усиливающие), - демонстративные - ...

Художественное творчество.
Человеческое творчество и, в частности, творчество художественное рассматривается, прежде всего, не в аспекте создания чего-либо нового в соответствующей области культуры, а в аспекте самореализации человека-творца. Способность к творч ...

Этапы протекания социального конфликта.
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и психосоциальной группы ...