Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

Психологическая информация » Психология личности военнослужащего » Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

Страница 4

- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии:

- индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

- составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах; - групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.

Представленный в ходе изучения данного учебного вопроса материал может и должен быть взят за основу длительного, целенаправленного и комплексного процесса самосовершенствования личности военнослужащего с акцентом на формирование его культуры отношений с сослуживцами.

В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается ряд рекомендаций

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

- формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

- целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

- уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

- стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

- компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

- критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом.

Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно,

что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

К объективным условиям, обеспечивающим профилактику деструктивных конфликтов, относятся:

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

2. Оптимизация нормативнорегламентирующих основ служебной деятельности.

Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций заключаются в выработке

навыков неконфликтного поведеия. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исхо-

дах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Факторные модели интеллекта
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре группы по двум признакам: 1. Что является источником модели – умозаключение или эмпирические данные; 2. Как строится модель интеллекта – от отдельных свойств к целому или н ...

Развитие как объяснительный принцип
Этот объяснительный принцип внутренне связан с другими регулятивами научного познания - детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вм ...

Тактика обслуживания на этапах совершения заказа.
На первом этапе необходимо овладеть вниманием клиента, вызвать у него к предлагаемому образцу изделия (услуги) интерес, желание приоб­рести его (или получить услугу). Для этого обычно используются рекламные проспекты, наглядное оформ­лен ...