Методы психологии труда

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.

Метод наблюдения

· Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;

· Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

· Измерения различных параметров процесса труда;

· Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;

· Анализ продуктов трудовой деятельности;

· Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;

· Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса

Метод опроса

· Беседа;

· Устный опрос (интервью);

· Письменный опрос (Анкета);

· Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);

· Метод обобщения независимых характеристик

Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

· Лабораторный эксперимент

· Абстрактный;

· Модель отдельных элементов трудового процесса;

· Модели профессиональной деятельности в целом;

· Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;

· Метод тестов

· Производственный эксперимент

· Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.

· Метод искусственной деавтоматизации.

К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет

Методы построения теории

· Методы построения простых и сложных теоретических объектов;

· Методы интерпретации;

· Номологизации;

· Определения;

· Верификации;

· Доказательства;

· Объяснения.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

· методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);

· консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;

· методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;

· методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

Статьи по теме:

Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармон ...

Психология национальной идентичности
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до си ...

Межличностные отношения малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общи ...