Общение.

Понятие общения я решил рассмотреть не случайно, а вследствие того, что человеческие отношения устанавливаются в ходе общения. Пообщавшись, встретившись с кем-либо в первый раз, могут возникнуть предпосылки для дальнейших хороших отношений и наоборот.

Итак, общение — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны облегчает общение (“мы понимаем друг друга с полуслова”), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т. д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связанно с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина — все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Ко всему прочему с невероятной быстротой увеличивается количество средств предназначенных для обмена информацией (Internet, e-mail, факсы и многое другое). Еще одна причина, заслуживающая внимания, это увеличение числа людей занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

Влияние невозможности общения с другими людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Непременно следует отметить, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности.

Данные наблюдений и специальных исследований показывают, что человеку в этих условиях характерны следующие чувства: Неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность в себе, тревога, уныние, вялость. Интересным является то, что все люди в условиях изоляции начинают говорить вслух, таким образом, пытаясь удовлетворить потребность в общении.

Общение оказывает существенное влияние на результат деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменение происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.

Таким образом, общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми (снижение вероятности ошибки). Психологи разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам относятся совещание, групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика и ряд других.

Статьи по теме:

Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса.
Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему: 1. Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуника ...

Одежда.
Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “П ...

Социальные функции работников общественного питания при общении с потребителями.
Официант и потребитель - социальные личности, т. е. представители определенной социальной среды. Их социальные роли определяет сам процесс общения, причем их личные цели в ходе общения могут и не совпадать. Например, в условиях хозрасчета ...