Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу

Психологическая информация » Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу

В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому- то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже не совсем так, как развивалось поколение тех же 80-х годов, на определение готовности стоит обратить особое внимание. Получив в педагогике определенный опыт общения и работы с детьми и учителями я убедилась, что без диагностики любому учителю построить самую плодотворную систему обучения практически невозможно. Спросите почему? Отвечу! Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа. К сожалению большинство таких родителей не понимают, что ребенок- это тоже личность, что у него тоже уже есть определенные взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что у ребенка, в конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика. Таких родительских ошибок можно привести сколько угодно. Вот поэтому МЫ- педагоги (особенно! начальных классов), образованные в этой области люди, не должны оставаться к этому равнодушными. На нас лежит ответственность за здоровье и дальнейшую судьбу каждого ребенка. От нас зависит то, как он будет учиться в дальнейшем и как от этого к нему будут относиться его родители. Определяя готовность к школе учитель уже помечает для себя определенные моменты, которые ему нужно будет учесть при работе с конкретным ребенком, выбирать или делать акцент на определенную методику. Иной раз приходится уговаривать родителей еще на год оставить малыша в детском саду, чтобы не травмировать его психику, а в последствии и здоровье. Ну разве это не доказательство необходимости проведения диагностики готовности к школе?!

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает немаловажное значение: с ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время, как я уже говорила, от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, поскольку ребенок, не готовый психологически к школьному обучению, не сможет выполнять требования школьного обучения на должном уровне. Только перетруждая и утомляя себя как физически, так и психологически он сможет придерживаться нужного уровня в обучении.

Данной проблемой занимались: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер в книге «Готов ли ваш ребенок к школе»; Н.И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к школе»; Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в книге «Психологическая готовность к школе»; Овчарова Н.Е. «Психология в начальной школе».

В своей работе я раскрываю такое понятие, как «готовность к школе»- это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о способности к нормальному школьному обучению.

Необходимо отметить виды готовности к школьному обучению, которые встретятся в моей работе.

Волевая готовность- способность подчинять свои действия определенной цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Интеллектуальная готовность- это уровень развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.)

Нравственная готовность- это уровень развития нравственных представлений и чувств, становление характера в соответствии с нормами общества.

Объектом работы является готовность к школьному обучению.

Предметом является диагностика готовности к школьному обучению.

Статьи по теме:

Роль и функции эмоций
Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования животных и человека, П. В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы их (эмоций) нали­чие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведе ...

Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Обращение к современной психологической литературе свидетельствует, что понятие личности, как справедливо отмечала Л.И. Божович, часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще. Отсутствие общепр ...

Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...