Подготовка речи и выступления.

Страница 4

Автор в трактате «Об ораторе» основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

При подготовке речи можно написать ее полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Опытный оратор может только в общих чертах продумать свою речь, наметить ее общую композиционно-смысловую линию.

Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную (Гальперин, 1981). Содержательно-фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержателно-концептуальная информация – это выражение индивидуального личного понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется также требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.

При подготовке к ораторской речи необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, оригинальность его интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, то есть активизируется внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Таким образом, заканчивается докоммуникативная фаза, которую иногда называют «речь в себе», поскольку оратор накапливает необходимый материал, фиксируя его письменно или в своем сознании, осмысливает его, пропускает материал через свой интеллект, оформляет его в виде текста, частично или полностью проговаривая (как правило, внутренний монолог).

Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения. Прежде всего, на орфоэпию – образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Следует иметь в виду, сто только читая книги, нельзя, овладеть правильным русским произношением. Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение культурных высокообразованных людей, владеющих правильной литературной речью, в речь дикторов радио и телевидения, наконец, специально изучать нормы и пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков. Имеет значение также интонация, т.е. ритмикомелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например, при произнесении вопросительного, восклицательного предложения; ритм – чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов; интенсивность – сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания, например, разная речь по интенсивности будет в комнатной обстановке и в большой аудитории. К интонации относится и темп – скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная речь также вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Тембр – звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, например, интимный, веселы, иронический. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психичес ...

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
Биоэнергетический анализ Лоуэна На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно св ...

Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в наши дни
При изучении психологических особенностей какой-либо группы людей, для более глубокого понимания, вероятно, надо проследить, как данная группа развивалась во времени. Что касается лиц, находящихся в местах лишения свободы, нет смысла погр ...