Критерию однозначности также может не вполне удовлетворять способ оценки знаний учащихся только по успеваемости, так как оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, кроме самих знаний учащегося, отражается отношение к нему учителя и поведение учащегося.
Прежде чем применять в практической психодиагностике те или иные методики, экспериментатор должен убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, точности и однозначности. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Если же методика не вполне точна и не полностью однозначна, то ее, тем не менее, можно применять с определенными оговорками. Но при этом необходимо помнить, во – первых, о том, что неточная методика может не позволить установить сравнительно небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного эксперимента, и, следовательно, может указать на отсутствие изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину получаемых показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не какого – либо другого.
Кроме применяемой методики, на результаты психодиагностики влияют ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция, а также личность и поведение самого экспериментатора во время тестирования.
Если ситуация воспринимается испытуемым как экзаменационная, то он будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек, вероятно, всегда и всюду будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для своей личности и, следовательно, воспринимать любую ситуацию как потенциально несущую в себе опасность для его личности. Низкотревожный индивид, напротив, даже в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя относительно спокойно.
Поведение испытуемых и результаты, которые они показывают, зависят и от того, как они понимают инструкцию. Поэтому к доступности и точности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особые требования. Инструкция должна быть достаточно простой и понятной, не содержать в себе неоднозначно трактуемых слов и выражений. Лучше всего, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, так как устная инструкция разными людьми произносится с различными паралингвистическими компонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т. п. Кроме того, устная инструкция довольно быстро забывается испытуемыми и, следовательно, возможны непроизвольные отклонения от нее.
Иногда на результаты исследования влияют личность и поведение экспериментатора. Замечено, например, что если экспериментатор лично симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуемым, то они в свою очередь невольно будут стараться подыграть ему и показать такие результаты, которые должны доставить экспериментатору удовольствие. Напротив, если он вызывает антипатию у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважительное к ним отношение, то они, как правило, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, которые, по их мнению, не понравятся экспериментатору.
Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.
Статьи по теме:
Индивид, личность.
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческо ...
Классификация методов психологического исследования
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Ели следовать методам системного подхода, важн ...
Отличие политической рекламы от коммерческой.
Когда коммерческая реклама продвигает какой-либо товар, то он преподносится максимально близким к идеалу. Ему приписы- ваются все свойства, присущие положительному прототипу. Если это сумка, то она самая-самая-самая. Обладая этой сумкой, ...
Актуальное