Потребление матерью лекарственных и других веществ
Многие вещества могут серьезно нарушать развитие утробного плода. Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности некоторыми антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, может приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного. Так же последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности употребляет алкоголь или курит.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом не родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то очень скоро ситуация становиться иной. Уже начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным, окружением. При этом все более и более сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для хода его дальнейшей жизни.
Питание
Серьезная недостаточность ребенка, по-видимому, особенно сильно сказывается в первые шесть месяцев жизни, Однако, если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может догнать в своем развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.
Социальное положение и школьная успеваемость
До начала нашего века в большинстве западных стран на ребенка смотрели как на "взрослого в миниатюре", который более или менее быстро в зависимости от социального происхождения приобщается к миру взрослых. Мышление и интеллектуальные проявления формировались в определенных рамках, характерных для той среды, в которой предстояло жить будущему взрослому человеку. У представителей привилегированных слоев интеллект развивается в более "абстрактном" направлении в соответствии с их уровнем культуры, В народных же массах интеллект должен был носить "практический" характер и отражать профессиональные навыки.
При демократизации начального, а затем среднего образования, была поставлена задача - дать каждому человеку возможность максимально развить свои способности с тем, что бы он мог полностью реализовать имеющиеся у него возможности. В то же время, школа взяла за основу старую модель обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре и интеллекте, свойственные привилегированным слоям. Это было сделано в надежде на то, что представления, характерные для низких классов, смогут измениться в пользу "элитарной" культуры. При этом не была учтена социальная действительность, которая не может меняться столь быстро. В низших слоях, в неблагополучных семьях жизненная реальность рассматривается как ежедневная борьба за существование, а не как возможность этического и интеллектуального развития. Поэтому такие группы населения остаются невосприимчивыми к культуре, никак не связанной с их повседневными нуждами. Ребенок, вышедший из низших слоев, оказывается в "подвешенном" состоянии между школьным воспитанием, которое не находит отклика в его семье, с одной стороны и повседневной жизнью, свойственной его среде и заставляющей его как можно быстрее приобщиться к миру труда с целью обретения самостоятельности, с другой.
Статьи по теме:
Ощущение.
Следующее воспитательное направление принципов передачи знаний рассматриваемое в этой работе является направление ощущений
. Это направление передачи знания является удивительным звеном перевоплощения энергии из осознанного Единства в пе ...
Психология
Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учени ...
Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взро ...
Актуальное