Для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых сторон психического развития ; одна - для дошкольного периода развития, другая - для младшего школьного возраста и, наконец, третья - для подросткового периода развития.
Так, для диагностики развития дошкольного возраста должен быть установлен уровень сформированности игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (использование переноса значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры) и некоторых сторон психического развития (наглядно- образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений).
Для диагностики психического развития в переходные периоды (от дошкольного к школьному возрасту) в схему нужно включать данные как по новообразованию школьного возраста, так и по начальным формам деятельности следующего периода, а так же о проявлении и уровне развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода. Для данного переходного периода это потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщений, переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
Следует обратить внимание, что такая диагностика строится на основе не искусственно выделенных отдельных психологических процессов или функций (восприятие, внимание, память), а определенных единиц деятельности. Это создает значительно большую конкретность диагностики, а главное - возможность намечать способы коррекционно - педагогической работы при обнаружении отставания тех или иных сторон развития.
Особо стоит вопрос о соотношении диагностики в собственном смысле слова со сравнительными исследованиями процесса психического развития при различном содержании и методах организации обучения, т.е. при решении общей проблемы обучения и психического развития. Под диагностикой в собственном смысле слова следует понимать такую диагностику, в центре которой находится прежде всего отдельный ребенок - его уровень развития, трудности, прогноз и коррекционно - педагогические меролприятия. Сравнительно-диагностические исследования имеют другую задачу. В них критерии развития используются для выяснения эффективности новых содержаний обучения, организационных форм и методов. Эти исследования имеют так же практическую направленность - выяснение оптимальных условий для развития детей - формирования ведущей деятельности и связанных с нею основных новообразований.
Сравнительные исследования - важный источник методических приемов диагностики индивидуального развития. Однако только те средства индивидуальной диагностики, которые прошли испытание в сравнительном исследовании, могут включаться в системы диагностики, направленной на выяснение отклонений в индивидуальном развитии.
Одна из наиболее важных и специфических проблем диагностики, направленной на изучение особенностей развития отдельного ребенка, - прогноз дальнейшего развития. Собственно, без возможностей прогноза диагностика теряет свой основной смысл. В зарубежных системах диагностики эта проблема решалась однозначно : прогноз определяется наличным, достигнутым к данному моменту уровнем развития. Постулировалось положение, что наличный уровень однозначно определяет развитие на ближайший период.
Метод тестов служит для сравнения детей по уровню знаний и умений, уровню общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств. При помощи тестов можно определить , нормально ли развит ребенок для своего возраста или его развитие отклоняется от нормы в ту или иную сторону. Тест - это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает отметку в баллах. Тестовые задания для дошкольников оформляют в виде привычной для них деятельности - игры, конструирования, аппликации. Например, тестовое задание из методики Венгера: на большом листе картона изображена дорожка со многими разветвлениями. В конце каждого разветвления помещен картонный домик. Ребенку говорят, что в одном из домиков живет белочка. Она пригласила в гости зайчика, и чтобы он не заблудился, прислала ему письмо, в котором нарисовала, как нужно идти. В других домиках живут хищные звери. Зайчик должен сразу правильно найти дорогу, иначе его могут съесть. Затем ребенку дают письмо и прося помочь зайчику найти белочкин домик. Выполнение серии таких заданий позволяет установить насколько ребенок способен использовать схему для ориентировки в пространственной ситуации. Это служит важным показателем уровня развития его образного мышления.
Психологи при помощи массового тестового обследования шестилетних детей установили, что дети, воспитывающиеся в условиях детского сада, достигают в среднем более высокого уровня развития, чем дети, которые получают только семейное воспитание.
Статьи по теме:
Видение психологии взрослого человека с позиции автора курсовой работы с
практической точки зрения.
1. Мастер человеческой Души [10].
Поиск продолжался. И в 1992 году после очередной трагедии - потери единственной дочери - жизнь ей вновь улыбнулась, она подарила ей Встречу с замечательным человеком, неординарной личностью, доктором А.Е ...
Точки зрения на шизофрению и её исследование.
Интересующиеся шизофренией люди задолго до Eugen Bleuler дали данному нарушению название. Но и сегодня она остаётся одним из самых тяжёлых и загадочных из всех обычных душевных расстройств. Исследователи мышления из разных школ предлагали ...
Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...
Актуальное