Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди ровесников.
Рассмотрим парную режиссерскую игру. Дети старшего дошкольного возраста включались в моделирование сюжетов известных им сказок ( таких, как, например, "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Анализ игрового поведения ребенка показал, что дети пяти - семи лет достаточно уверенно и адекватно подбирают игровые атрибуты (куклы, фигурки зверей, игрушечные кубики, обручи и тому подобное). Широко используют замещение отсутствующих атрибутов как на предметном (коврик становится лесом, обруч - озером), так и на вербальном уровнях. Фактически с самого начала игры партнеры побуждают друг друга к продолжению сюжета, введению в него новых элементов (волк оказался голодным настолько, что Красная шапочка угостила его пирожком из своей корзинки), игнорируют искажение партнером образа героя: в частности, распространенным оказалось стремление детей смягчить отрицательные черты своего персонажа. Участники игры могут также выходить из временных рамок сюжета, совмещать в сюжете различные сказочные и реальные события. Наблюдалось ярко выраженное стремление участников игры к развернутым речевым высказываниям, разнообразию средств обозначения роли. В "живой" игре-драматизации участники более жестко придерживаются игровых правил, чем в режиссерской игре. По-видимому, комбинационная игра позволяет ребенку как бы со стороны наблюдать за действиями персонажей, непосредственно участвуя при этом в обыгрывании сюжета, предоставляя ему тем самым большую внутреннюю свободу.
Вторая серия экспериментов была посвящена изучению совместной продуктивной деятельности дошкольников ( использовали рисование и конструирование). Предварительный констатирующий срез (методика О.М.Дьяченко, анализ продуктов детской деятельности) показал, что более 50% детей экспериментальной группы затрудняются в выполнении заданий, требующих фантазии, нахождения каких-либо неординарных решений, стремятся следовать шаблону (в частности, это выразилось в копировании детьми работ сверстников или повторении своих собственных), отказываются выполнять задание, испытывая явный страх перед неудачей. Результаты формирующего эксперимента показали, что совместная продуктивная детская деятельность стимулирует прежде всего овладение ее участниками новыми способами выполнения действий: дети подсказывают друг другу, какую краску подобрать, как лучше изобразить какой-либо элемент рисунка, как соотнести детали постройки. Дети начинают свободно использовать средства исполнения замысла. Например, при постройке моста вместо закончившихся брусочков для постройки перил они без особых раздумий устанавливают призмы, сделавшие мост оригинальным. Участники совместной деятельности, кроме того, начинают активно включать новые элементы сюжета в рисунок, охотно придумывают и формулируют замысел совместного действия. Практически у всех испытуемых в среднем на 2 балла возрос коэффициент творческого воображения. В конце эксперимента у многих детей оказалось выраженным собственно стремление к внесению новизны в ход деятельности.
Из результатов проведенных экспериментов авторы делают два вывода .
1. Совместная детская деятельность наряду с другими условиями обеспечивает развитие элементов творчества у ребенка, а следовательно, овладение им новыми способами действий и новыми видами деятельности.
2. На определенном этапе овладения детьми совместными действиями деятельность приобретает характер саморазвивающейся. С одной стороны, это говорит о том, что она становится самостоятельной, не зависимой в известных рамках от взрослого. С другой, ребенок не только овладевает в определенной степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями кооперации с другими детьми.
Статьи по теме:
Постановка проблемы и история вопроса.
Вся история психологии – история становления теории мышления, творческого мышления в первую очередь. Но до сих пор остаётся не ясным, что следует, собственно, изучать в этом многофакторном феномене, который именуется творчеством.
Долго ...
Динамика управления и преобразования.
Этот завод– одно из основных (по численности и объёму производства) градообразующих химических предприятий в городе. В настоящее время завод является акционерным обществом закрытого типа, которое одним из первых (чем большинство других) н ...
Коммуникация
Готов ли я к тому, чтобы слушать и говорить эффективным образом?
Процесс переговоров очень важен. Он может преобразовать нарастающий антагонизм, возникший между двумя участниками переговоров, в чувство победы как у той, так и у другой с ...
Актуальное