Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

Психологическая информация » Особенности человеческой агресии » Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

Страница 3

Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации – агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью.

Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору.

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна.

Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления).

Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции.

Было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также шум – способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели.

Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.

Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно).

Агрессия как приобретенное социальное поведение:

прямое и викарное научение насилию.

Викарное научение – научение через наблюдение научения других.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий. при которых они закрепляются.

Усвоение агрессивного поведения

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Подходы к изучению интеллекта
Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых. У. Эстес Кризис тестологического подхода в определении понятия &qu ...

Понятие добра
В повседневной жизни мы нередко используем слово «добро» и несмотря на лексическое единство («доброе вино» «одобрение» и.т.д.) необходимо понимать смысловые различия в употреблении этого слова. Важным при этом различать добро в относитель ...

Мятежи толпы и другие формы коллективного действия.
Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен - например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, ...