Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета:
половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д./; психосексуальные установки и ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой морали; эти установки различаются по степени осознанности и существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального сознания; эротические фантазии и переживания, которые часто бывают неосознанными.
Педагогов, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том, что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл. Стереотипы массового сознания весьма могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в половой сфере приводит к тому, что все, связаннее с полом, отождествляется в сознании ребенка с «постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей - неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не
имеющей ничего общего с возвышенными чувствами [2 б].
Дуализм «любви и секса» проявляется особенно резке у мальчиков.С одной стороны, юношеская мечта о любви и образ идеалы возлюбленной предельно десексуализированы. Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят; они и вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации, эмоциональном тепле. Прообраз первой возлюбленной бессознательно является для мальчика мать, и мысль о половой близости с ней для него равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, причем образ, на который проецируются эти фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда это групповой образ реальный или воображаемый, общий для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.
Подростковый цинизм не может не покоробить взрослых. Но нужно учитывать, что обсуждение конкретных вопросов со сверстниками позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его смехом.
Невозможно выразить, вербализовать эротические переживания, например, из-за отсутствия общества сверстников или большой застенчивости, может также отрицательно повлиять на развитие личности.Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные разговоры», но и о тех, кто мало слушает, именно эти ребята неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутное переживание, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты
сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности, которая кажется подростку низменной и «грязной»
Другая типичная юношеская защитная установка - «интеллектуализм», Сам «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то интеллектуал «находит ее неинтересной».
Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Это их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.
Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности ее - «экспериментальный характер»[23].
Статьи по теме:
Использование разных моделей и подходов консультирования семьи
Цель одна – выработать для каждой семьи оптимальный вариант, модель для оптимизации семейного общения. В.Кемплер писал: «Нет методов, - есть люди». Психолог должен стать активным участником встречи с семьей, и от него во многом зависит ус ...
Психологическая защита личности.
В повседневной жизни человека часто встречаются ситуации, при которых та или иная потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена. Например, ученику очень хочется в день рождения мамы получить пятерку за контрольную, но учи ...
Теория социального научения
В теории социального научения
, ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведени ...
Актуальное