Вообще целью полового акта и заместительных форм удовлетворения /мастурбация, петтинг, эротические сновидения/ - это оргазм. Под оргазмом понимают высшую степень сладострастного ощущения. Для того, чтобы понять роль этого переживания в развитии психосексуальной сферы, недостаточно считать оргазм просто ощущением. Ощущение - это отражение отдельных свойств явлений с помощью органов чувств. Следовательно, оргазм - это некоторая врожденная эмоция, возникающая в удачно протекающем половом акте.Эмоции и ощущения - это реальные психические /реакции/ реальности.Переживание оргазма не предполагает специального органа чувств, который дает это переживание. Оргазм – многофункциональное психическое образование[32].
Переживание оргазма проводит резкую границу в психосексуальном
развитии индивидуума до и после переживания оргазма, оргазм в сексуальном опыте способствует отчетливому представлению о цели полового акта. Большинство сексологов убеждены в его положительном значении для развития полового влечения. Это сильное переживание становится могучим эмоциональным подкреплением образов и поведений, которые ассоциируются с этим переживанием. Психические процессы, смежные во времени и пространстве с оргазмом приобретают гедонические функции. Огромный клинический материал свидетельствует об этом.
Для правильного понимания полового воспитания важно понимать сущность этой могучей эмоции. Современная физиология и сексология постепенно шли к признанию того, что нет специального анатомического центра оргазма в центральной нервной системе, что привело к системному пониманию, которое вырастало постепенно. Возникла энергетическая концепция Рейха, согласно которой оргазм представляет собой освобождение биоэнергии, которое сопровождается переживанием и соответствующими реакциями. Г.С. Васильченко проанализировал эти концепции и вывел системную теорию оргазма, в которой недостатки этих концепций устранены. Оргазм рассматривается как фактор интеграции и подкрепление разрозненных физиологических актов, взаимодействие структурных различных образований. Этот подход основан на достаточно убедительном клиническом материале, наблюдениях [33].
Любая эмоция проявляется как ее переживание, в физиологических реакциях и в экспрессии, обращенной во вне.
Поведение, побуждаемое потребностью, завершается с помощью техники удовлетворения. Так оргазм как бы завершает гедонистическое поведение. Чем ближе поведение к своему завершению, тем оно инстинктивно. Поведенческие реакции оргазма инстинктивны и, однажды включившись, они завершаются без и даже вопреки работы сознания.
Завершающий акт поведения одновременно представляет собой
подкрепление данного поведения, и чем ближе к концу, тем выше его либидинозное значение [5].
Оргазм образует комплекс переживаний, который сращен не только с образами, но и с соответствующим поведением, его программой. Эти переживания остаются в памяти, человек может их предчувствовать, и у него вскоре возникает потребность вновь испытать оргазм. Эта потребность лежит в основе полового поведения. Человек, не испытавший оргазма, не имеет потребности в нем, его половое повеление определяется переживаниями эротических удовольствий, полученных в своем опыте.
В оргазме как эмоции прочно сращиваются поведенческие реакции, образы восприятия этого поведения, а также образы представлений переживания оргазма становятся могучим эмоциональным подкреплением, образующий единый комплекс эффективно - когнитивной и поведенческой структуры оргазма. Поскольку влечение - это всегда стремление повторить ранее испытанное переживание, это стремление уже определяется этим аффективно - когнитивным комплексом, который чаще подчиняет себе и сознание, применяя установки и даже систему ценностей. Поэтому имеет очень большое значение, в результате нашего поведения и при каких обстоятельствах, отразившихся в сознании, человек пережил оргазм. Если оно возникло при нормальном половом поведении, это хорошо. Но, к сожалению, очень часто оргазм переживают в условиях, которые ведут к извращению.
Переживание оргазма способствует научению импринтингом. Сразу же образуется аффективно - когнитивная матрица, и человеку хочется повторить действия, «записывание» на этой матрице. Сексопатология дает обширный материал, иллюстрирующий это положение. Поскольку пережить оргазм можно и до полового созревания - это представляет серьезную проблему в половом воспитании. По Кинси до 15 лет оргазм испытали 20% девочек и 82% мальчиков, в возрасте до 13 лет - 14%
Статьи по теме:
Природа конфликта
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое под ...
Принципы воспитания
Начнем более детальное изучение связей, возможностей, качеств и свойств процесса реализации принципов воспитания и образования современного человека. Все процессы воспитания, рассматриваемые ниже, можно отнести не только к воспитанию отде ...
Профконсультирование
Согласно нормативным документам Федеральной службы занятости профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на ры ...
Актуальное