Вопрос о психологической природе любви и ее соотношения с другими несексуальными привязанностями издавна вызывает споры.
Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных привязанностей, она не является их аффективной единственной основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий [2].
Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности /их избирательность, сила, глубина, длительность/ зависит от ее общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь мыслится как потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует
тому, что древние греки называли «эросом». С другой стороны, любовь
есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом «агапе». Любовь эрос и любовь агапе в каком-то смысле противоположны.
Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость.
Переходной возраст в этом смысле весьма противоречив.
Юношеские мечты о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимания душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно- эротическое желание очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.
Упрощенность чувственно - эротического «нежного» влечения особенно типично для мальчиков. Отчасти, это связано с тем, что бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие таких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности» согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы».Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки стимулировать ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднение.Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д.
Девочки, которым «сила не предписана», свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.
Разрешение этих внутри личностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в
мальчиками и девочками, преодолеть которую не так то просто.
Психологическая близость вначале легче достигается с человеком, собственного пола, с которым подросток связывает широкий крут общих значимых переживаний, включая и эротические [25].
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По данным И. С. Кона и В. П. Лосенкова, юноши, ориентированные на экстенсивное групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга представляет девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем.
С другой стороны, любовь предполагает большую степень интим- ности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16-18 лет еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие истинного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности.
Статьи по теме:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...
Потребности, мотивы и цели деятельности.
С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.
Личность – это, прежде всего живой человек из пл ...
Характеристика эмоций
а) Характеристика эмоции интереса
Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — ...
Актуальное