Ошибочные действия по Фрейду

Психологическая информация » Ошибочные действия по Фрейду

Страница 1

Фрейд…сегодня это уже в определённом смысле не историческая личность, а явление повседневности. Дискуссии, споры и упоминания относительно его жизни и творчества протекают на всех интеллектуальных уровнях общества. От низшего рабочего, который ничего не слышал кроме фамилии, которую он возможно с гордостью вставляет в разговор, до докторов наук и общественных деятелей. Почему именно Фрейд так запомнился? Были же его ученики, были и некоторые предтечи в плане направлений исследований которые в будущем будет разрабатывать психоанализ, но запомнился именно Он.

Скорее всего, дело в том, что его учение стало революционно по своей сути, революционно, как открытие ядерного распада и первый запуск человека в космос. Ещё консервативное общество того времени, когда он опубликовал первые свои труды, с шоком отнеслось к этому. Моё личное мнение, что сегодняшние так же не утихающие дискуссии о психоанализе, это отчасти эхо настроений того времени, только сегодня, скорее со знаком + нежели -

. Фрейд уже давно признан и сегодня по большей части его хотят понять, а не отвергнуть или, что хуже очернить. В истории гениальности так часто бывает, гений даёт обществу такие творения, что они превращаются в наследие, понять в полной мере которые ещё предстоит.

Однако сам Фрейд заботился о трактовке собственных взглядов, лично читая лекции как врачам так и не специалистам. Поэтому была издана книга “Введение в психоанализ”, где в предисловии сказано, что необходимость возникновения этой книги заключается в “возможности сохранить бесстрастность научного трактата”, а так же “дать материал в целостном завершённом виде”.

Ошибочные действия

Ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По-Фрейду они могут проявляться через: 1) оговорки, описки, очитки, ослышки. 2) забывание, запрятывание, затеривание, ошибки-заблуждения. Главное различие двух групп в том, что в первом случае нечто намеренно актуализируется, а во втором нечто намеренно не актуализируется.

Оговорки – один из распространённых видов ошибочных действий, разделяются по принципу на: замену слов противоположными и искажение слов смысл которых остаётся вполне ясным.

Границы ошибочных действий задаются тремя следующими условиями.

1) Ошибочное действие не выходит за определённые рамки, оно должно оставаться “в пределах нормальных явлений”.

2) Ошибочное действие имеет характер преходящего, временного нарушения.

3) Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его мотивах, нам кажется, что оно совершенно случайно и непреднамеренно.

Чтобы сразу отсечь большее число претензий к теории, например, таких как утверждение Вундта, что у утомлённого человека ассоциативные наклонности начинают преобладать над интенцией к верному произношению слов, нужно сказать что. Опыт показывает, что ошибочные действия проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованны. И почему подобные теории не могут дать исчерпывающего объяснения тому, что человек оговорился так а не иначе?

Начиная исследования при такой постановке вопроса, Фрейд и сам себе задаёт вопрос “существует ли что-то, что заставляет меня оговориться так, а не иначе?”. Ещё Мэрингер и Майер отмечали такие виды оговорок, как: перемещения, предвосхищения, отзвуки, смешения, замещения и субституции. Ф. пишет о том, что наибольший интерес представляют случаи таких оговорок, когда говорят совершенно противоположное тому что собирались. Он говорит это потому, что такие примеры в наибольшей степени подтверждают такой немаловажный постулат его теории ошибочных действий, как то, что: “ошибочные действия возникают в результате интерференции двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим”. Следуя этому пути, ошибочные действия сами по себе в таком их понимании, имеют смысл, они являются совершенно правильными, только они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, но как показывает жизнь это намерение и является первично верным. Очевиден ли их смысл или он требует некоторых размышлений – вопрос второй важности. Фрейд говорил что в первом случае смысл заменяется, а во втором искажается.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и ...

Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии
Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, гак и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с д ...

Процедура определения психологической готовности к школе.
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений ...