На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обобщенные представления о других людях. Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и чувств – в отличии от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, - склонны использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию позновательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности.
Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса.
Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. Возбудимый, беспокойный ребенок, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь, повышает возбудимость ребенка. Матери, считающие своих детей «трудными», меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на них.
Взаимное влияние родителей и детей можно обьяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение выходит за рамки, родитель пытается скорректировать его.
Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сензитивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромису в умении считатся с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура обшения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.
Нормальны воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.
Взаимная поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему решению.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение требования, предьявляемые супругами друг к другу. Но самым пожалуй,существенными факторами, отрицательно сказывающимся на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позцый супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.
Статьи по теме:
Социально-психологическая структура группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...
Аффект.
Аффект (лат.) - противоположность спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. Таким образом, аффект. лишает человека спокойной рассудительности мы ...
Тесты и тестирование.
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью
таких методик имеетс ...
Актуальное