Методы диагностики профессиональных установок

Страница 1

Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осу­ществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы

, но наиболее интересные резуль­таты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандар­тизованных тестов

, построенных на основе той или иной теорети­ческой модели профессионального выбора. Широ­кое распространение получила методика, предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:

· уве­ренность и решительность в профессиональном выборе — нере­шительность (этот тип установок представлен, например, следую­щим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);

· беззаботность и материаль­ная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зараба­тывать деньги»);

· самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);

· реализм и готовность к компромиссам — соци­альный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);

· информированность и рациональность — бо­язнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»).

Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника по­служила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специ­фических в отношении возраста этапов, в каждом из которых тре­буется адекватное решение профессиональных задач.

Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практичес­кой трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профес­сиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.

Отечественными психологами была разработана методика для выявления индивидуально-психо­логических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть ис­пользована и в рамках структурированного и как стандартизованный тест.

Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне со­ответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:

«Самостоятельность»,

здесь оказались сгруппированы выска­зывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора про­фессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о вы­боре профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоя­тельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию вы­брать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».

1. «Подверженность эмоциональным влияниям»

— включает вы­сказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональ­ный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, ко­торая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлека­тельную профессию», «Я с большим вниманием прислушива­юсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Верования толпы.
Верование - это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные , т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, ...

Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое ...

Религия в понимании Фрейда.
Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедея ...