Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы
, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов
, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора. Широкое распространение получила методика, предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:
· уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);
· беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»);
· самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);
· реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);
· информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»).
Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач.
Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.
Отечественными психологами была разработана методика для выявления индивидуально-психологических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть использована и в рамках структурированного и как стандартизованный тест.
Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:
«Самостоятельность»,
здесь оказались сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».
1. «Подверженность эмоциональным влияниям»
— включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, которая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлекательную профессию», «Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».
Статьи по теме:
Верования толпы.
Верование
- это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные
, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, ...
Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое ...
Религия в понимании Фрейда.
Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедея ...
Актуальное