Профконсультирование в школе

Страница 2

В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.

Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовительный этап

А. Знакомство с клиентами.

Методика «

За и против»

была проведена в СШ № 41 г.Павлодара.

Работала я с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.

Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

Методика «

Будь готов!»

была проведена с ученицей 11 «А» класса – Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «как все».

Б. Описание методик.

Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко занимается данным вопросом.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По времени она обычно занимает 1,2-1,5 часа. Время для обобщения результатов всех трех частей – около 15-20 минут.

Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Цели:

выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Особенности проведения:Поскольку методика «За и против» является активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

Цель

этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора.

Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проблема взаимодействия личности и общества по З Фрейду
" Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society ) , которое посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда . В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое об ...

Развитие головного мозга в онтогенезе.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза играют исключительно важную роль в развитии головного мозга. Развитие и свойства этого органа определяются прежде всего генетическими факторами. Генетические исследования выявили гены, ...

Нравственная сторона дружбы.
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстоян ...