С течением времени учение психоанализа развивалось. Где-то в конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Ярчайшим представителем неофрейдизма стал ученик Фрейда Эрих Фром (1900-1980). Рассмотрим основные различия взглядов учителя и ученика.
Фром считает, что фактически не было такой культуры, и, видимо, никогда не будет, в которой не существовало бы религии в широком смысле этого слова. Потому что потребность в смысле и служении коренится глубоко в условиях человеческого существования.
Самосознание, разум и воображение нарушили гармонию животного существования. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Он отделен , будучи частью ; он бездомен, но все же прикован к дому; он предвидит конец - смерть. Он сознает свою беспомощность и ограниченность собственного существования.
Разум - благословление человека и его несчастье; он принуждеат его все время решать неразрешимую задачу. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой.
Эта дисгармония человеческого существования порождает настоятельную нужду в восстановлении единства и равновесия между ним и остальной природой. Преданность цели, идее или силе, превосходящей человека - такой, как Бог - является выражением этой потребности.
По мнению Фромма, нет такого человека, в котором не было бы религиозной потребности - потребности в системе ориентации и объекте для служения. Вопрос лишь в том, какого рода эта религия: или она способствует человеческому развитию, или, наоборот, его парализует.
Мощной коллектовной формой современного идолопоклонства выступает поклонение силе, успеху и власти рынка. Кроме этих коллективных форм, есть и еще кое-что, в каждом человеке свое: культ предков, тотемизм, фетишизм, культ чистоты и т.д. Многие из них называют неврозами.
По мнению Фрома, есть одно важное отличие религиозного культа от невроза, ставящее его значительно выше последнего. Оно касается получаемого от ритуала удовлетворения.
Как мы видим, исходя из одних и тех же предпосылок разные люди совершенно по разному делают выводы. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд не считает целесообразным поддерживать в людях религиозные представления, но смиряется с мыслью, что быстро и полностью их отринуть практически невозможно. Его последователь Эрих Фром считает что общество невозможно без религиозных и признает возможность получения удовольствия от религиозного служения. Епископ Иоанн Сан-Францисский видит в учении психоанализа обоснование для своего вероучения. Это связано с тем, что психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом.
Статьи по теме:
Общение и его функции
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.
Общение чрезвы ...
Общее понятие
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Ес ...
Индивидуальные особенности мотивации
Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Так, например, психастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в формировании мотива не ...
Актуальное