Структура личности

Страница 4

Комплексы эти развиваются по-разному у мальчиков и девочек. У мальчиков он проявляется следующим образом. С момента рождения главным источником удовлетворения для ребёнка является фигура матери. Мальчик хочет обладать матерью, выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Из-за соперничества или вражды с отцом мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Разрешение эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Ребёнок приобретает ценности, моральные нормы и модели полового поведения. Мальчик может удержать мать путём замещения, ибо он обладает теми же качествами, что и отец. Главным моментом является усвоение родительских норм и запретов, что создаёт почву для развития совести (суперэго).

Версия эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры. Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. По Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся во враждебности к матери, в упреках, что та родила её без пениса. (Некоторые представители психодинамического направления не согласны с такой трактовкой – например, Карен Хорни). Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Разрешение комплекса Электры у девочек идёт тем же путем что у мальчиков –а именно идентификацией с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха (символическую победу над родителем), “донжуанский” стиль поведения. Фаллическая фиксация у женщины приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Согласно психодинамической теории, неразрешённые комплексы могут вести к невротическим моделям поведения.

Возвращаясь к психосексуальным стадиям развития. В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста находится фаза сексуального затишья, латентный период. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Их результатом является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта. Нормальное развитие приводит к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер – идеальный тип личности в психодинамической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Согласно Фрейду, для формирования нормального генитального типа характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворения давались легко.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...

Теоретические аспекты полового воспитания
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных мер, проблем. Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявл ...

Группы направлений реализации воспитательного процесса.
Этот раздел раскрывает особенности направлений реализации воспитательного процесса, применяемого природой, человеческим обществом и предопределенностью к каждому человеку. Группы направлений выстроены в соответствии со степенью проявления ...