Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».
Установки и чувства
, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:
– желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;
– желание помочь данному конкретному ребенку;
– принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;
– признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;
– отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;
– глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;
– понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения
:
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ:
– зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;
– язык жестов, естественные и свободные позы;
ВЕРБАЛЬНЫЕ, стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:
– обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;
– рефлексия чувств;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.
Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.
2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.
Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.
3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.
4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».
Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.
5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.
Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.
6. Учитесь видеть границу между потребностью ребенка в информации и рефлексивным слушанием.
Убедитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и, если это действительно так, дайте ему ее.
7. Сохраняйте спокойствие, демонстрируйте уважение и принятие.
Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы с ребенком. Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым демонстрируют принятие, что повышает шансы успешного общения.
Список слов, выражающих различные чувства,необходимые для рефлексивного слушания.
Статьи по теме:
Социальные функции работников общественного питания при общении с
потребителями.
Официант и потребитель - социальные личности, т. е. представители определенной социальной среды. Их социальные роли определяет сам процесс общения, причем их личные цели в ходе общения могут и не совпадать. Например, в условиях хозрасчета ...
Психологические особенности групп риска.
Большинство специалистов считают, что существует ряд факторов, способствующих развитию расстройств питания. И исследователей, и клиницистов тревожит, что идеалом женщины в настоящее время считается очень худая женщина — с фигурой, недости ...
Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения
В настоящее время общепризнанной является громадная роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его л ...
Актуальное