Визуально-кинестетическая диссоциация

Страница 1

Самый простой способ снова пережить неприятные ощущения от прошлого события заключается в том, чтобы вспомнить его в виде ассоциированного образа. Человек должен быть “там”, глядя на все, что его окружало, своими собственными глазами и переживая те ощущения вновь. Чтобы ослабить ощущения в настоящем, в НЛП применяется метод воспоминания ситуации с диссоциированием от нее, когда пациент смотрит на себя в той ситуации со стороны. Диссоциирование позволяет сглаживать неприятные ощущения, связанные с прошлыми событиями, так что вы он сможет смотреть на них отстранённо. Как я уже заметил, это применяется при работе с фобией или каким-то очень неприятным воспоминанием.

1. Поскольку пациенту предстоит трудное путешествие в свое прошлое, терапевт устанавливает сильный якорь на состояние безопасности. Он может либо поставить якорь на состояние “здесь и сейчас”, либо попросить пациента подумать ассоциированно о прошлом опыте, когда он чувствовал себя в безопасности. Пусть он увидит всю сцену, услышит звуки и ощутит спокойствие и уверенность. Эта уверенность закрепляется кинестетическим якорем (прикосновением). При этом психотерапевт должен убедиться в том, что его прикосновение возвращает пациенту ощущение уверенности.

2. Психотерапевт просит пациента вообразить себя находящимся в кино или смотрящим телевизор с неподвижным, застывшим изображением на экране. Когда это будет сделано, нужно будет мысленно выплыть из своего тела, чтобы увидеть себя, смотрящего на экран, со стороны.

3. Пусть пациент начинает возвращаться назад по своей временной линии к тому неприятному событию или к самому первому случаю, положившему начало фобии. Если ему нелегко найти первый случай, следует остановиться на самом раннем из вспоминаемых. Как бы “просмотреть фильм” об этом неприятном событии, начиная с того момента, когда он был еще в безопасности перед случившимся, закончив на том кадре, когда опасность уже миновала и он снова оказался в безопасности. На выполнение этого этапа потребуется достаточно времени. Пациент будет видеть действие в состоянии двойной диссоциации, наблюдая себя, который смотрит на себя более молодого, переживающего то событие на экране. Двойная диссоциация поддерживает необходимую эмоциональную отстранённость. Если психотерапевт видит признаки возвращения фобического состояния, то он просит пациента “затемнить экран” и начать просмотр фильма снова, предложив ему изменить субмодальности картинки на экране (например, сделать ее более темной, маленькой и отдалить от себя, чтобы уменьшить силу негативных ощущений). Эта работа направлена на то, чтобы войти в согласие со своим собственным переживанием.

Если в какой-то момент пациент вновь провалится в состояние фобической реакции, нужно вернуться в состояние “здесь и сейчас”, восстановить комфортное состояние (используя “якорь”) и начать сначала. Психотерапевт должен снова успокоить пациента примерно следующими словами: “Вы сейчас в безопасности. здесь, и просто притворяетесь, что смотрите фильм”. Этот этап будет завершен, когда пациент “просмотрит фильм” полностью, будучи в состоянии комфорта.

4. Когда фильм закончится, психотерапевт поздравляет пациента с тем, что тому в первый раз удалось пережить это, не проваливаясь в старые негативные ощущения, и теперь он может опять “вернуться в свое тело”. При этом происходит интеграция позиции отстраненного наблюдателя с самим собой.

5. Теперь пациент воображает себя (при этом обладающего большими ресурсами, силой и знаниями) переходящим на экран, чтобы передать более молодому самому себе ту поддержку и одобрение, в которых тот нуждается, чтобы справиться с инцидентом. Он может успокоить себя молодого словами: “Я из твоего будущего, я знаю, что ты переживешь это, и все будет хорошо. И тебе никогда не придется переживать это снова”

Техника взмаха

Эта техника

изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая пациенту новое направление. Она не просто заменяет одно поведение другим, а производит порождающее изменение. Техника работает со специфическим поведением, от которого пациент хотел бы избавиться, или реакцией, которую он не хотел бы воспроизводить. “Взмах” легче всего проводить с визуальными образами, хотя можно осуществить его и в аудиальной и кинестетической системах. Например, эту технику хорошо применять в работе с фобическими реакциями или нежелательными привычками.

1. Прежде всего нужно определить то конкретное поведение, которое требуется изменить –например, фобическая реакция.

2. Отнестись к этому ограничению как к достижению. Психотерапевт предлагает пациенту объяснить то, как он узнаёт, когда следует запускать проблемное поведение? Какие конкретно стимулы вызывают его? Психотерапевт предлагает пациенту вообразить, что тому необходимо “научить” кого-нибудь этому ограничению. Начать при этом нужно со всегда существующего и вполне определенного и конкретного стимула, запускающего эту реакцию.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Процессы и механизмы возникновения привычки.
Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные д ...

Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, ...

Эмоция как реакция на ситуацию и событие
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала еще эмоции, да еще в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие от эмоционального тона ...