г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу (например, признание правоты партнера по частным вопросам).
По форме выражения бывают:
а) конфликты того или иного направления действий, поведения («сближения — удаления», «сближения — сближения», «удаления — удаления»);
б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения (взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);
в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации (молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии соперника, тон речи, резкие выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие особенности манеры обращения и общения);
г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.
По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с бюрократической организацией предприятия и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными» (горизонтальные определяются разделением труда, а вертикальные — отношениями руководства и подчинения).
По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на:
а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами авторитета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в группах и должен быть центральным в социально-психологических исследованиях конфликтных ситуаций.
В наиболее часто используемой классификации - основанием является объем социального взаимодействия — выделяются конфликты межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее количество работ в социальной психологии) и внутриличностные.
Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо определить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение, и соответственно выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов.
1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. В качестве такой информации может выступать неполная или неточная информация, представленная одной из сторон. К этому «фактору автор относит нежелательное обнародование и недооценку фактов, и их значения при решении спорных проблем, а также такие явления, как невольная дезинформация, слухи, и пр.
2. Структурный фактор — это формальные и неформальные характеристики группы. Они выражаются в специфике законной власти и законодательства, в статусе, правах мужчин и женщин, их возрасте, роли традиций, системе подотчетности и передачи информации, различных социальных нормах и т. д.
3. Ценностный фактор — это те принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых придерживаются или которыми пренебрегают, о которых забывают или даже которые намеренно нарушают. Это те принципы, которым предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются по форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила поведения, чаи). Ценности описываются как:
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности к группе);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения всего общества;
— общие нормативные ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и организациям;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие аспекты:
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность отношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и пр.
5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).
Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о том, как сегодня понимаются конфликты.
Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть сформулированы в нескольких простых тезисах:
Статьи по теме:
Строение деятельности
Основное, внешнее отличие высших форм жизни от низших, живой материи от неживой, заключается в активности и подвижности. Жизнь, во всех своих формах связана с движением, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более ...
Методика чернильных пятен по Хольцману.
В отличие от большинства проективных методов методика чернильных пятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическим средствам. Разработан ...
Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии
В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность.Сознание. Личность.» есть прекрасные
строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама
жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независемо от
накапливаемого ч ...
Актуальное