Общее представление о психологии допроса.

Психологическая информация » Психологические приемы допроса » Общее представление о психологии допроса.

Страница 1

Думается мне, что допрос, т.е. получение показаний, содержащих информацию о событии или связанных с ним лицах, - древнейшее следственное действие.

К Соломону привели двух женщин, одна из которых обвиняла другую в подмене ребенка. На допросе в суде она показала: «О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было. И умер сын этой женщины, ибо заспала она его. И взяла сына моего от меня, и положила к груди своей. Утром я встала и всмотрелась, то это был не мой сын, которого я родила».[2]

Другая женщина в своих показаниях утверждала прямо противоположное. Как известно, Соломон был мудрым человеком и ему не составило труда определить, кто из женщин дает ложные показания. Он приказал принести меч и рассечь ребенка надвое, отдав каждой из женщин по половине.

Этот прием сработал. Обвинительница в ужасе закричала: «О господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!» Другая же была спокойна.[3]

Соломон приказал отдать ребенка той женщине, которая просила сохранить ему жизнь. По разнице в реакциях женщин правда была установлена.

О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия преступления не существовало.

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс

формирования показаний. Первоначаль­ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли­вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учи­тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни­мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно­шение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен­тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп­риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недо­оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве­щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно установить время со­вершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра­вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока­заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля

во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности

восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо­бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе­редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.[4]

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.

Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Путь сильных людей
Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы считать окончательным и справедливым ...

Воспитательная функция руководителя.
Основное, что характеризует труд руководителя – это то, что он, прежде всего, работает с людьми. В процессе решения задач управления ему приходиться направлять действия и давать указания своим сотрудникам. Оказывая на них воздействие, он ...

Понятие о мнемических процессах.
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его инте ...