Немаловажным показателем высокого уровня общения в коллективе является такой показатель, как отсутствие в коллективе конфликтов. Многие социологи оценивают конфликт как дефект общения, тогда, как другие усматривают в его отсутствии опасность для нормального функционирования и развития коллектива. Я категорически не согласна с последней точкой зрения. Можно только согласиться с тем, что некоторый конфликт всегда неизбежен и иногда полезен. Цели членов коллектива различны, отличается так же и их восприятие ситуации, информации, которой они обладают. Улучшение коммуникации само по себе может устранить только тот конфликт, который возник из-за искажения информации. Даже на самых высоких уровнях руководства, где существует согласие относительно целей и сходное восприятие реальности, возможен конфликт по поводу средств достижения цели.
При проведении тестирования среди работников отдела на предмет определения коммуникабельности, выявлены следующие результаты (см. приложение 3).
Анкетирование проводилось с 21 апреля по 26 апреля 2001г. В нем приняло участие 25 специалистов отдела. Все они ответили на 16 вопросов анкеты. После обработки данных анкетирования отдел разделился на три группы.
Первая группа – наиболее многочисленная, состоит из 14 опрошенных работников. Эти респонденты набрали от 14 до 18 очков и по результатам получили такую характеристику: нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов – от 9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, смогут заставить себя не отступить.
И наконец, третья группа состоит из 3-х человек. Количество набранных балов – от 19 до 24. Эта группа характеризуется следующим образом: в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. С новыми людьми сходятся с оглядкой. В спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
Анализируя данные тестирования можно сделать вывод, что в отделе работают специалисты, которые в полной мере владеют искусством коммуникации. Анкетирование показало так же, что к третей группе относятся специалисты старшего поколения, т.е. люди, возраст которых приближается к 50. Таких специалистов в отделе трое, и два из них резко отличаются от остального контингента, Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодость – это не недостаток, а скорее наоборот. И планируя работу на дальнейшее предпочтение нужно отдавать молодым специалистам.
В отделе также была методика изучения темперамента. Анкетирование проводилось в период с 14 апреля по 18 апреля 2001 года. В анкетировании принимало участие 20 специалистов отдела. Тест состоял из 20 вопросов (см. приложение 4), на которые нужно было дать ответы. В результате тестирования отдел разделился на две группы.
Первая группа из 12 человек набрала доминирующее процентное содержание типа характера сангвиника.
Статьи по теме:
Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взро ...
Понятие агрессии. Основные теории агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека у ...
Психологические
особенности публичного выступления.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь ...
Актуальное