Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.
2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом разные точки зрения на данную проблему.
Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения, понять их. Клиент, доверяющий психологу, как правило, на это соглашается и выражает готовность признать правоту психолога.
3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, надо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам.
5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормальном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологическом состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Как только психолог замечает, что клиент вышел из нормального эмоционального состояния, надо сменить тему разговора или изменить тактику поведения.
Внушение предполагает использование следующих основных приемов:
1. Приведение человека в комфортное психологическое и физическое состояние. Если человек слишком возбужден, чувствует себя неловко, если ему неудобно, то он; как правило, внушению не поддается. Клиент должен быть психологически подготовлен к внушению.
2. Отвлечение внимания клиента от посторонних раздражителей и переключение его на психолога. Полностью готовый к внушению клиент должен хорошо воспринимать психолога, видеть его лицо, руки, слышать его голос и не откликаться на случайные, посторонние раздражители. Для этого внушение необходимо вести в специальном помещении и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих внимание побочных раздражителей.
3. Длительное сосредоточение внимания клиента на чем-то таком, что должно усилить внушающий эффект. Это может быть какой-то предмет, его деталь, монотонно, но достаточно убедительно звучащий голос психолога, слабое музыкальное сопровождение.
4. Использование некоторых специальных расслабляющих приемов наподобие тех, с которыми мы уже познакомились, касаясь методики аутогенной тренировки. Особенно важную роль играют повторения слов, фраз, плавные, однообразные, ритмические движения руками.
Для лучшего понимания психологического состояния клиента и для более существенного психологического воздействия при консультировании используются следующие приемы:
1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движения: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компоненты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и психологические состояния в данный момент.
2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Делается это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают.
3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом. Известно, что то, на каком расстоянии мы находимся от человека во время беседы с ним, какую физическую дистанцию устанавливаем между ним и собой, свидетельствует о том, как мы относимся к человеку. Придвигаясь ближе к клиенту во время разговора, психолог не только демонстрирует более доброе к нему отношение, но, со своей стороны, провоцирует клиента на более открытый, доверительный, откровенный разговор. И наоборот: беседа на большом расстоянии свидетельствует о нежелании психолога или клиента сближаться друг с другом и вести интимную, доверительную беседу. Изменяя дистанцию между клиентом и собой, психолог в процессе консультирования может менять и содержание разговора.
Статьи по теме:
Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса
, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют ...
Граница между нормой и отклонением
Как мы могли убедиться, граница между акцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено «перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и о ...
Отличие политической рекламы от коммерческой.
Когда коммерческая реклама продвигает какой-либо товар, то он преподносится максимально близким к идеалу. Ему приписы- ваются все свойства, присущие положительному прототипу. Если это сумка, то она самая-самая-самая. Обладая этой сумкой, ...
Актуальное