Виды индивидуальной психокоррекции.

Психологическая информация » Психология » Виды индивидуальной психокоррекции.

Страница 2

Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зре­ния клиента, легче подобрать персонально для него убедитель­ные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом раз­ные точки зрения на данную проблему.

Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не от­вергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точ­ки зрения, понять их. Клиент, доверяющий психологу, как пра­вило, на это соглашается и выражает готовность признать пра­воту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую воз­можность, надо договориться с ним о том, что он и психолог на­ходятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые ре­шения.

4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит пробле­му, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и после­довательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог. Разговор с кли­ентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более слож­ным принципиальным вопросам.

5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормаль­ном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологиче­ском состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Как только психолог замечает, что клиент вышел из нормально­го эмоционального состояния, надо сменить тему разговора или изменить тактику поведения.

Внушение предполагает использование следующих основных приемов:

1. Приведение человека в комфортное психологическое и фи­зическое состояние. Если человек слишком возбужден, чувствует себя неловко, если ему неудобно, то он; как правило, внушению не поддается. Клиент должен быть психологически подготовлен к внушению.

2. Отвлечение внимания клиента от посторонних раздражителей и переключение его на психолога. Полностью готовый к внушению клиент должен хорошо воспринимать психолога, ви­деть его лицо, руки, слышать его голос и не откликаться на слу­чайные, посторонние раздражители. Для этого внушение необхо­димо вести в специальном помещении и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих внимание побочных раздражителей.

3. Длительное сосредоточение внимания клиента на чем-то таком, что должно усилить внушающий эффект. Это может быть какой-то предмет, его деталь, монотонно, но достаточно убеди­тельно звучащий голос психолога, слабое музыкальное сопро­вождение.

4. Использование некоторых специальных расслабляющих приемов наподобие тех, с которыми мы уже познакомились, ка­саясь методики аутогенной тренировки. Особенно важную роль играют повторения слов, фраз, плавные, однообразные, ритмиче­ские движения руками.

Для лучшего понимания психологического состояния клиента и для более существенного психологического воздействия при консультировании используются следующие приемы:

1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движе­ния: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компонен­ты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и пси­хологические состояния в данный момент.

2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Дела­ется это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают.

3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом. Известно, что то, на каком рас­стоянии мы находимся от человека во время беседы с ним, ка­кую физическую дистанцию устанавливаем между ним и собой, свидетельствует о том, как мы относимся к человеку. Придвига­ясь ближе к клиенту во время разговора, психолог не только де­монстрирует более доброе к нему отношение, но, со своей сторо­ны, провоцирует клиента на более открытый, доверительный, откровенный разговор. И наоборот: беседа на большом расстоянии свидетельствует о нежелании психолога или клиента сближаться друг с другом и вести интимную, доверительную беседу. Изменяя дистанцию между клиентом и собой, психолог в процессе консультирования может менять и содержание разговора.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга. Один из самых действенных приемов перцептивного об­щения — прием парадокса , когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют ...

Граница между нормой и отклонением
Как мы могли убедиться, граница между акцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено «перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и о ...

Отличие политической рекламы от коммерческой.
Когда коммерческая реклама продвигает какой-либо товар, то он преподносится максимально близким к идеалу. Ему приписы- ваются все свойства, присущие положительному прототипу. Если это сумка, то она самая-самая-самая. Обладая этой сумкой, ...