Техника различных видов групповой психокоррекции.

Психологическая информация » Психология » Техника различных видов групповой психокоррекции.

Страница 1

В Т-группах работа включает в себя три цикла взаимодействия участников друг с другом: представление, получение информации со стороны, экспериментирование. Члены группы рассказы­вают друг другу о себе, стараясь быть как можно более откро­венными, правдивыми и искренними. В группе создается и под­держивается атмосфера межличностного доверия и открытости. Члены группы выслушивают мнение о себе от других участников группы. На этапе экспериментирования каждый ищет новые, бо­лее адаптивные формы мёжличностного поведения.

В группах встреч работа организуется таким образом. Сна­чала участники устанавливают личные контакты друг с другом, работая парами и обмениваясь первыми впечатлениями, кото­рые они получили друг от друга. Между ними возникают довери­тельные отношения, поддерживаемые и регулируемые при помо­щи специальных упражнений. На следующем этапе члены груп­пы более внимательно изучают и анализируют межличностные отношения, трудности, мешающие им нормально общаться и взаимодействовать друг с другом. Далее в работу группы вво­дятся упражнения, обеспечивающие взаимную поддержку друг друга.

В гештальтгруппах. участники сначала должны научиться осознавать свои ощущения, анализировать их, выделять то, что действительно представлено только в их ощущениях, то, что объ­ективно принадлежит самой действительности, другим людям, сфере человеческих отношений. В этих группах с помощью спе­циальных упражнений добиваются того, чтобы участники, ана­лизируя проблемы межличностных отношений, лучше понимали, какую позицию они сами занимают в этих отношениях, особенно конфликтных. Для этого в ходе анализа определяются участники конфликта, роли, которые они выполняют в конфликтных взаи­моотношениях, их внутренние позиции, в частности аргументы и факты, на которых эти позиции базируются. Каждый член группы в этих упражнениях поочередно берет на себя то одну, то другую роль, пытаясь лучше осознать, понять и принять пози­цию другого. Особое внимание уделяется тому, чтобы, выступая в разных ролях, члены группы хорошо осознавали свои чувства, возникающие в реальных взаимоотношениях друг с другом, мог­ли их объективно анализировать. Участники берут на себя ответ­ственность за налаживание взаимоотношений с окружающими, за решение собственных проблем и выяснение недоразумений, не дожидаясь помощи со стороны.

Группа психодрамы работает по-другому, чем остальные ви­ды психокоррекционных групп. Сначала в такой группе прово­дится разминка. Члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определен­ной роли в психодраме. Во время разминки участники психоло­гически и физически раскрепощаются, снимают излишнюю на­пряженность и тревожность, настраиваются на игровые роли. Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений, или в форме комбинации тех и других.

После разминки начинается подготовка психодраматического действия. Вначале кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной проблеме, касающейся сферы человеческих отношений — такой, которую он хотел бы решить в группе здесь и теперь. Эта проблема становится основной темой или сюжетом психодрамы. Рассказчик обрисовывает суть проблемы, называет ее реальных участников в жизни, характеризует их, описывает их поведение в проблемной ситуации, включая и собственное. Затем между членами группы, согласившимися стать участника­ми психодрамы, распределяются роли тех людей, которые в жиз­ни участвуют в проблемной ситуации и между которыми скла­дываются непростые взаимоотношения. В распределении ролей участвует сам автор проблемы, он для исполнения каждой роли подбирает тех, кто более всего подходит по своим внешним дан­ным и поведению.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известное как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Также он п ...

Из истории применения принципа развития в психологии
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети двадцатого столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина. И.М. Сеченов наметил задачу ис ...

Детский сад и школа как контекст развития.
Результаты исследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно одним данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, про ...