Д) Нравственная спонтанность.
Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной - она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова или идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит немало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом в Тюильри во время революции 1848 г. не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. А найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утаить награбленное. Возможно если бы не героизм толпы, то, возможно, цивилизация и не возникла бы на нашей планете.
Е) Образность и алогичность "мышления".
Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного. Для толпы характерна логическая ошибка "поспешного обобщения". Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.
Образы, вызванные в "душе толпы", по своей значимости равны для нее реальным событиям. Уже упоминалось в курсовой работе, что невероятного для толпы не существует, а именно невероятное и поражает более всего. Театральные зрелища всегда имеют огромное влияние на толпу и зачастую она престает различать грань между происходящим на сцене и в реальности. Политики, зная легковерие и склонность к воображению толпы, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти. Приведём пример. Вот отрывок из речи Наполеона в государственном совете: "Представившись католиком, я мог окончить войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте; а представившись иезуитом, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".
Образы, чтобы оказать влияние на толпу, должны быть исключительно яркими, поэтому множество мелких, хотя и многочисленных преступлений не действует на толпу, чем какое-нибудь одно, но крупное. В 1894 году согласно статистике, погибло 850 парусных и 203 паровых корабля, гибель «Титаника» - трансатлантического парохода произвела впечатление на толпу куда большую. Следовательно, "не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе".
Ж) Религиозность.
Толпа нуждается в религии. Вот формы в которые отливаются убеждения толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.[7]
Наполеону поклонялись с такой истовостью, которая никогда не проявлялась в отношении языческих богов. Аналогичными почестями пользовался и римский император, иначе нельзя было бы объяснить, как тридцать легионов могли держать в повиновении стомиллионный народ. Даже в самой маленькой деревушке императору воздвигались алтари. Сейчас алтарей не воздвигают, зато ставят статуи, которым поклоняются с не меньшим пылом. "Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ" - пророчески писал французский исследователь, в качестве иллюстрации приводя сцены из произведений Достоевского. Следовательно, "для толпы надо быть богом или ничем".
Статьи по теме:
Взаимоотношения
Готов ли я к тому, чтобы контролировать устанавливающиеся взаимоотношения?
Чрезвычайно важным элементом на любых переговорах, причем вызывающим обычно больше всего беспокойства, является качество рабочих отношений которые устанавливаютс ...
Общепсихологический подход к изучению эмоций.
Изучение мозговой организации эмоций – новая и сравнительно мало изученная область нейропсихологии. Это объясняется сложностью данной проблемы, недостаточностью ее общей теоретической разработки, а также методическими трудностями изучения ...
Методы воспитания и их эффект.
Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эт ...
Актуальное