Характеристика видов памяти и её процессов.

Память и её виды » Характеристика видов памяти и её процессов.

Страница 3

«В старом доме, - писал И.М. Сеченов, - где протекает наше детство, полон картинами прошлого… события и лица, зарегистрировались в памяти вместе с окружающей их внешней обстановкой, образуют такую же не разрывную обстановку групп или ассоциаций, как заученные стихи, и такая группа может воспроизводиться намеком на любое из её звеньев»[1]

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в следующих особенностях.

Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов.

Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, к5оторый запоминают испытуемые.

Как отмечалось в первой части, задача измерения объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой памяти». Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. В среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных и бессмысленных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.

В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком.

Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.

Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Чтобы быть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие.

При активном повторении происходит оживление связей. Оно связано с осмыслением материала.

Скорость запоминания – время, необходимое для точного запоминания материала; мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью. По скорости запоминания и скорости забывания можно различать следующие характерные индивидуальные особенности в проявлениях памяти.

Забывание – исчезновение, т. е. процесс угасания, «стирания», затормаживание связей.

Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Забывание становится тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Как доказано опытами И.П.Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшее количество повторений, чем для их начального образования. Кроме этого, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться.

Этим объясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым. В принципе, забывание – явление целесообразное. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Забывание протекает неравномерно. Забывание происходит быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание происходит также и в ранние годы. В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением сле5дов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Меха­низмы сплочения коллектива.
Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологи­ческий настрой его членов, проявляющийся во всех многооб­разных формах их деятельности. Морально-психологический климат определя ...

Процесс общения, техника и основные приемы.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необ­ходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наи­более подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе ...

Концепция самоактуализации по а. маслоу и к. роджерсу
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивацион ...