Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 5

разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание

личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умале-

ния значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли

культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе

личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это

власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанали-

за с помощью психоанализа. [6]

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознатель

ное и коллективное бессознательное.

Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет

человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям

Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материн-

ский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.

Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.У каждого человека присутствуют обе

установки, но одна из них является доминирующей.

Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации

процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализа-

ция, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко-

образованным и высоконравственным.

При развитии личности реализуются:

Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта.

Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим.

Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно – следственными отношениями.

Принцип наследования, по Юнгу, заключается в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в

Форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений.

Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперёд, в сторону усовершенствования.

Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер. [2]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Категория привычки в психологии
Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимное переплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их трудно бывает вычленить и разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. [6, 25 ...

Функции дружбы
Дети, как и взрослые, много выигрывают от близких, доверительных отноше­ний друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладе­вают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структу­ру активности ...

Закон Стивенса.
Американский психофизик Стивенс предложил свое решение задачи. Исходным пунктом для него был также закон Бугера - Вебера. Но модель сенсорного пространства он представлял себе иначе. Стивенс предположил, что в сенсорном пространстве дейст ...